Год назад, в июне 2022-го, генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова и художественный руководитель Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Э.Сапаева Константин Иванов подписали меморандум. Осенью того же года белорусские солисты оперы: народные артисты Беларуси Анастасия Москвина, Владимир Громов, лауреат международных конкурсов Александр Михнюк приняли участие в Фестивале оперного искусства на сцене театра в Йошкар-Оле Республики Марий Эл. Наши артисты исполнили главные партии – Онегина, Татьяны и Ленского в опере П.Чайковского «Евгений Онегин». А 25 мая 2023 года балетная труппа Большого театра Беларуси встретила 90-летний юбилей своего родного театра на гастролях – на сцене в Йошкар-Оле артисты танцевали балет «Анна Каренина» на музыку П.Чайковского в постановке Ольги Костель. В спектакле дебютировали ведущие солисты нашего балета – заслуженная артистка республики Людмила Хитрова – в заглавной партии и Константин Белохвостик – в роли Вронского.
В рамках обменных гастролей между нашими театрами Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э.Сапаева везет в Минск две постановки. 12 сентября – шедевр легендарного хореографа Б.Эйфмана на музыку Л. ван Бетховена и Г.Малера – спектакль «Русский Гамлет». Премьера балета в Йошкар-Оле прошла весной 2022 года. И это, как пишут критики, стало историческим событием для Марийского театра: ранее спектакль ставили только два театра – собственный Санкт-Петербургский театр балета Эйфмана и Большой театр России.
«Признаюсь, я волновался, смогут ли артисты одолеть сложную технику танца, – обратился в день премьеры балета к зрителям Марийского театра народный артист России Борис Эйфман. – Сегодня я с уверенностью могу сказать, что этот спектакль обрел новую и, надеюсь, успешную жизнь в вашем театре. Пусть балет подарит вам незабываемые эмоции».
Языком танца пересказана глубокая по своему наполнению сюжетная линия: период жизни одного из наиболее противоречивых персонажей русской истории – императора Павла I, прозванному из-за сходства с Шекспировским персонажем «Русский Гамлет». Ограничив хронологические рамки постановки периодом его наследничества, Эйфман блестяще изобразил трагическое противостояние неординарной и душевно хрупкой личности враждебному миру, построенному на насилии, вероломстве и лжи.
«Такого зритель на марийской сцене ещё не видел!», «Это культурный шок!», «Смелый спектакль во всех смыслах», «Каким, однако, многогранным может быть балет! И какими бескрайне талантливыми оказались наши артисты», «Этому театру, уверен, теперь под силу всё!» – с такими эмоциями выходили после премьеры зрители.
Добавим, что художником-постановщиком спектакля выступил давний друг Большого театра Беларуси народный художник России Вячеслав Окунев.
В тексте использован материал Ирины Кандаковой для www.marimedia.ru.