Коллектив Большого театра Беларуси поздравляет Марину Владимировну с Юбилеем! Восхищаемся и благодарим за преданность классическому танцу и музыке, любовь к театру и искусству! Желаем доброго здоровья, оптимизма, молодости души, мира и благополучия!
"Дон Кихот". М. Петрова в партии Уличной танцовщицы
Марина Петрова приехала в Минск после окончания Московского хореографического училища в 1952 году и была принята в труппу Большого театра Беларуси. «Несмотря на хорошие танцевальные данные, прирожденную артистичность, Марина так же, как, практически, каждая начинающая танцовщица в театре, прошла школу кордебалета, танцевала сольные партии в тройках, четверках. И лишь через несколько лет ей была предоставлена возможность показать свою первую самостоятельную работу – роль Маши в балете Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Кто из танцовщиц не мечтал об этой партии, словно пронизанной светом и радостью, с ее прозрачно-кантиленными адажио, с ее завораживающей музыкой! «Щелкунчик» стал для Марины самым дорогим воспоминанием, как первая ступенька в зрелость», – писали о ней в прессе (В.Залужная, «Чырвоная змена», 26.05.1968).
"Щелкунчик", Принц - В. Давыдов, Маша - М. Петрова
Когда Марина Петрова получила звание первой солистки, она исполнила партии Гюльнары в «Корсаре» Адольфа Адана, принцессы Флорины в «Спящей красавице» и знаменитое па-де-труа в «Лебедином озере» Петра Ильича Чайковского, множество сложнейших классических вариаций в других балетных спектаклях. А партия нежной, кроткой Анель в «Голубом Дунае» Иоганна Штрауса, казалось, создана специально для юной балерины.
М. Петрова. Вариации из "Дон Кихота"
"Дон Кихот". И. Сорокина, В. Миронов, М. Петрова
Молодая танцовщица блестяще исполнила и партию Лизы в балете «Тщетная предосторожность» Луи Герольда. «Комедийная, жизнерадостная основа балета очень близка актрисе. Петрова одарила свою героиню обаянием и женственностью, присущей ей самой как танцовщице и человеку», – восхищались театральные критики.
"Тщетная предосторожность"
А это также выдержки из публикаций в СМИ тех лет:
«Танец в исполнении Петровой чрезвычайно выразителен... Балерина преподносит свой танец с такой искренней готовностью поделиться со зрителями своими чувствами, что не проникнуться ответным доверием просто невозможно».
"Дон Кихот". М. Петрова - Китри, Е. Казаков - Базиль
"Спящая красавица". Принц - В. Миронов, Аврора - М. Петрова
«В роли Ингрид – в спектакле на музыку Эдварда Грига «Пер Гюнт» – актриса убедила нас, что способна передавать в танце острые драматические моменты. Ингрид-Петрова появляется на сцене как будто верная прежним своим героиням... но чем ближе назревание конфликта, тем сдержанней и выразительней становится ее танец. Постепенно образ Ингрид получает свою определенность: за внешним легкомыслием – характер свободолюбивый и своенравный. Эта девушка может постоять за себя и отстоять свое чувство».
«Что бы ни танцевала Петрова, ее оптимизм так или иначе выплескивается наружу… Хотелось бы чаще видеть Петрову в близких ей, но разнохарактерных партиях Китри в «Дон Кихоте» Людвига Минкуса, Эгины в «Спартаке» Арама Хачатуряна, еще раз встретиться с трепетной Машей в «Щелкунчике».
"Дон Кихот". М. Петрова в партии Уличной танцовщицы
Заслуженная артистка Республики Беларусь Марина Петрова танцевала на сцене Государственного академического Большого театра оперы и балета Беларуси до 1972 года. В спектаклях классического и современного репертуара балерина появлялась также в партиях Авроры («Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского), Гамзатти («Баядерка» Людвига Минкуса), Вакханки («Вальпургиева ночь» Шарля Гуно), Кривляки («Золушка» Сергея Прокофьева) и др. Она исполнила главные партии в белорусских балетах: партии Джулии и Невзиры («Альпийская баллада» и «Избранница» Евгения Глебова), Рузи («Подставная невеста» Генриха Вагнера).
"Альпийская баллада", Иван - Л. Чеховский, Джулия - М. Петрова
"Корсар", Гюльнара - М. Петрова
Одновременно со службой в театре, Марина Владимировна преподавала в хореографическом училище (сегодня – Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж). Педагогической деятельности Марина Петрова посвятила более 40 лет.
Ее ученицы с благодарностью рассказывают о своем педагоге:
Анна Фокина, обладатель медали Франциска Скорины, ведущий мастер сцены Большого театра Беларуси:
«Уверена, что чрезвычайно важно в самом начале своего творческого пути попасть в очень профессиональные руки. У Марины Владимировны я занималась в старших классах и выпускалась у нее же.
Она – очень деликатный, интеллигентный, справедливый педагог, прививший нам абсолютную любовь и уважение к профессии, воспитавший исключительную дисциплинированность, потому что без дисциплины в балете делать нечего. Навсегда запомнилась ее прекрасная фраза: «Если ты на уроке пропускаешь хотя бы одно движение или прыжок, считай, что этот урок был бесполезен». И никогда никто из учеников не подвергал ее слова сомнению, ей абсолютно доверяли. Марина Владимировна обладала исключительным авторитетом.
Во время учебы у нас, ее учеников, было огромное количество полноценных двухактных концертных программ, которые продумывались педагогом до мелочей. Эти концерты всегда вместе готовили ее ученики разных курсов. Такое товарищество в профессии очень важно.
Многими советами Марины Владимировны я пользуюсь до сих пор. «Времени всегда мало, надо успеть очень много, – учила она, – поэтому в театре всегда надо все уметь, все знать, быть готовым в любой момент встать и станцевать то, что потребуется».
Я видела исключительную ответственность, с которой она готовила нас к экзаменам. Всегда был превосходно подобран музыкальный материал. Очень важно, когда педагог помогает ученику найти себя в профессии, подобрать правильное амплуа. Сегодня, когда я сама преподаю, вспоминаю и использую многие педагогические приемы, которые я видела и усвоила во время учебы у Марины Владимировны. Она очень дорогой для меня человек».
"Жизель", Альберт - К. Кузнецов, Жизель - Ю. Дятко
Юлия Дятко, заслуженная артистка Республики Беларусь, балетмейстер-репетитор в Большом театре Беларуси:
«Марина Владимировна преподавала у нас 1-3 курсах – это старшие классы в училище. Мы научились у нее много и быстро работать, быть выносливыми, не бояться сцены. Наш класс, как никакой другой, получал очень много танцевальной практики, в том числе, на сцене Большого театра, например, когда труппа уезжала на гастроли и т. д. Мы также ездили с выступлениями по всей Беларуси.
Я очень благодарна Марине Владимировне за то, что она, работая с нами, показала и убедила, что балет – это замечательная, любимая профессия и дело всей нашей жизни. Она у нас вела классический танец – основной предмет. Была очень строга, интеллигентна и сдержанна, но если она просто замолкала на уроке, мы понимали, что что-то не так, надо исправлять. У нас в классе были обычные ребята со средними данными, не было звездочек со супервыдающимися растяжками, подъемами, фактурой. Но все были достаточно работоспособны, на все танцы было несколько составов, и почти у каждого в классе были сольные номера.
Мы очень много, я бы сказала, все время танцевали. Марина Владимировна подбирала па-де-де, танцы, опираясь на характеры учеников, и не было такого, чтобы танцевали один-два любимчика, а остальные отодвигались в сторону. Мне это очень нравилось. Я была в классе одной из самых маленьких по росту, и меня очень вдохновляла ее фраза: «Нет высоких и низких балерин, есть плохие и хорошие». Она серьезно готовилась как к урокам, так и к экзаменам, и те и другие проводились очень интересно. Обычный урок идет полтора часа, а на экзамене за час надо все и всех показать, и мы (14 девочек и 8 мальчиков) все успевали. Мы ее очень любили.
Очень хорошо запомнились слова Марины Владимировны о том, что не все выпускники хореографического училища попадут в Большой театр, так как там очень жесткий отбор. «Но это не значит, – говорила она, – что вы себя не проявите на других сценах». После окончания училища почти весь нас класс пришел в Музыкальный театр. Позже я все-таки попала в Большой театр, танцевала интересный репертуар, получила звание.
Было очень жаль, когда Марина Владимировна ушла с педагогической стези, так как из ребят с абсолютно разными данными она воспитывала хороших артистов, профессионалов».