ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА
ПАРТНЕР ПРОЕКТА
Фестиваль «Балетное лето», который пройдет в Большом театре Беларуси в 10-й раз, будет посвящен хореографам Мариусу Петипа, Леониду Якобсону, Борису Эйфману и Валентину Елизарьеву. Творческий проект свяжет между собой четыре легендарных имени, четыре личности, без которых немыслим мировой балет.
Танцовщик, балетмейстер и педагог с именем, которое звучит словно элемент классического танца: Мариус Петипа – француз, посвятивший жизнь русскому балету. Девять лет понадобилось Мариусу, чтобы пройти путь от станка в учебном классе до места премьера и балетмейстера в Нантском театре. Получив первый самостоятельный ангажемент, Петипа начал сочинять танцевальные номера для опер, одноактные балеты и дивертисменты. Не попав в состав труппы Парижской оперы, танцовщик отправился на новую службу – в Россию.
Первой большой удачей Петипа-балетмейстера в Петербурге (Большой, или Каменный театр, сейчас – Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова) стала «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. На премьере в главной партии выступала Екатерина Вазем, а в 1902 году тогда еще начинающая Анна Павлова.
Мариус Петипа стал законодателем в мире балета, определив развитие этого вида искусства на многие десятилетия вперед. Свои лучшие постановки балетмейстер осуществил с легкой руки директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Он и предложил, чтобы музыку к будущему балету-феерии «Спящая красавица» написал Петр Ильич Чайковский. Результатом стал балет, который не сходит со сцены уже второе столетие в ставшей классической постановке Мариуса Петипа. Только при жизни хореографа балет исполнялся 200 раз.
В 76 лет французский балетмейстер получил русское гражданство, а спустя год вместе со своим учеником-хореографом Львом Ивановым поставил «Лебединое озеро». Спектакль стал бессменным символом русского балета.
За полвека работы в России Петипа поставил свыше 60 балетных спектаклей, в том числе «Щелкунчик», «Раймонда», «Золушка»… «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни… Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем» – так заканчиваются мемуары хореографа, но не заканчивается «эпоха Петипа», продолжая жить в балетах хореографа по всему миру. (По материалу www.culture.ru.)
8 июня в балете «Баядерка» Л.Минкуса главные партии исполнят: прима-балерина Мариинского театра (Санкт-Петербург) Оксана Скорик и блистательные танцовщики Башкирского государственного театра оперы и балета – народный артист Башкортостана Рустам Исхаков и заслуженная артистка Башкортостана Ирина Сапожникова.
Леонид Якобсон – выдающийся хореограф XX века, его ставили в один ряд с Джорджем Баланчиным, Роланом Пети, Морисом Бежаром. Воспитанник Ленинградского хореографического училища (сегодня Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой), превосходно овладев классикой, Якобсон, ведомый жаждой творческой свободы, шагнул за рамки академизма. Так появился якобсоновский театр – смелый, яркий, неисчерпаемый в своей причудливости и оригинальности.
После гастролей «Хореографических миниатюр» (сегодня Театр балета им. Леонида Якобсона) в Париже местная пресса писала: «Современность труппы проявляется и в ее настроении, и в выборе музыки – Онеггер, Дебюсси, и в обращении к визуальному искусству: Шагал, Роден. Леонид Якобсон, надо полагать, не лишен воображения и дерзости. Чтобы преодолеть ортодоксальность академического стиля, он избрал единственно возможный путь – характерный танец, богатый жестами и выдумками. Ленинградский модерн-балет дает веские основания предполагать, что когда советские артисты получат возможность с головой погрузиться в современный танец, мы должны будем серьезно с ними считаться».
Наиболее ярко гений Якобсона проявился в произведениях малой формы: культовыми стали циклы миниатюр, среди них «Классицизм – романтизм», одноактные балеты «Свадебный кортеж» на музыку Шостаковича, «Блестящий дивертисмент» на музыку Глинки.
В течение двух вечеров – 4 и 5 июня – Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона представит на сцене белорусского Большого одни из лучших своих спектаклей.
4 июня Театр им. Л.Якобсона покажет премьеру нового балета Вячеслава Самодурова «598 тактов», его одноактную хореографическую композицию «Озорные частушки» и цикл миниатюр Леонида Якобсона «Роден».
5 июня нас ждет «Блестящий дивертисмент».
Борис Эйфман – создатель своего театра, своего стиля, своей балетной вселенной. Его называют «одним из ведущих хореографов мира», «потрясающим театральным волшебником». С самого раннего детства ему хотелось выражать свои чувства и размышления в пластических образах, в танце. Сам он скажет позже: «Балет для меня не только профессия. Это способ существования, мое земное предназначение. Его средствами я должен передать то, что дается мне свыше. Я, наверное, просто захлебнулся бы своими эмоциями, если бы не имел возможности реализовать их в творчестве. Хореография для меня – искусство глубоко религиозное в широком понимании этого слова».
Как художнику, природе которого близка театральность, ему в хореографии интересны не только вариации движений, но и внутреннее сквозное действие, та или иная сверхзадача спектакля. «Я создаю другой балет, где самовыражение становится содержанием, в котором есть драматизм, философия, характеры, идея. И я уверен, что это балет будущего. Поверьте, по тому пути, по которому иду я, пойдут очень многие молодые коллеги. Этот путь направлен к человеку».
Проникновение в область неизведанного – и в хореографии, и в сфере идей – пожалуй, самая знаковая черта Эйфмана. Когда он обращается к литературным произведениям, или к историям судеб Мольера, Павла I, Чайковского, Родена, то всегда видит незамеченные никем детали, находит то, что способно удивить, улавливает непонятые прежде смыслы и расставляет свои акценты. В пластических, визуальных метафорах, которые можно сравнить с образным шифром сновидений, где смутные фантазии и влечения обретают зримые формы, Эйфман воплощает то главное, что таит в себе литературный текст или история жизни творца. Театр Эйфмана часто называют психологическим. Его постановки можно назвать пластическим психоанализом, в процессе которого раскрывается психологическая глубина характеров и сюжетов, будь то вымышленных или реальных. (Материал: Татьяна Боборыкина)
2 июня зрители увидят знаменитые балеты Бориса Эйфмана «Мусагет» и «Мой Иерусалим». Спектакли представят воспитанники Академии прославленного хореографа, будущие звезды танца.
Имя Валентина Елизарьева давно заняло свое почетное место в плеяде выдающихся хореографов нашего времени, а белорусское искусство без Елизарьева просто немыслимо. С тех пор, как он возглавил балетную труппу, и на протяжении почти полувека именно его имя является символом Белорусского балета и залогом его высочайшего художественного уровня.
Это Мастер который бесконечно много сделал для процветания балетного искусства, и Мыслитель, произведения которого заставляют задуматься о вечных вопросах и непреходящих гуманистических ценностях. Спектакли, поставленные балетмейстером на сцене Большого театра Беларуси, стали гордостью национального искусства, обозначив тот высокий канон, к которому должен стремиться каждый художник. Его постановки с легкостью выдерживают испытание временем и не теряют своей актуальности даже спустя десятилетия. Зрители все так же сопереживают Кармен и Джульетте, воспитывают детей на балетных сказках Чайковского, воодушевляются мужеством Спартака, задерживают дыхание при первых же звуках «Кармины Бураны» и с замиранием сердца внимают акту творения – творения нового мира в каждом балете. Танцовщики считают честью работать в постановках Елизарьева, с пиететом относясь к самой возможности работы под руководством мэтра.
7 июня на нашей сцене – балет «Лебединое озеро» в постановке Валентина Елизарьева. В этот вечер главные партии – Одетты-Одиллии и Зигфрида исполнят гости из Михайловского театра (Санкт-Петербург): первая солистка театра, лауреат международных конкурсов Анастасия Смирнова и молодой артист Гильерме Висенте.