Рассказать зрителям пушкинскую историю, над которой не властно время, планирует команда постановщиков: главный дирижер, народный артист Башкортостана А.Макаров, главный режиссер, обладатель медали Франциска Скорины А.Моторная, главный хормейстер, народная артистка Беларуси Н.Ломанович, главный балетмейстер, заслуженный артист России И.Колб, главный художник Л.Сидельникова (сценография, костюмы), художник Т.Лисовенко (костюмы), художник по свету, заслуженный работник культуры Российской Федерации И.Вторникова, художник по компьютерной графике В.Злотникова.
Как признается Анна Моторная, она к этой опере шла более четверти века. «Это гениальное произведение, – убеждена главный режиссер Большого театра Беларуси. – Чем дальше по жизни я иду с этим сочинением, тем больше погружаюсь в невероятные глубины – эмоциональные, духовные, психологические, интонационные, нравственные. С одной стороны, это «энциклопедия русской жизни», с другой же – история о человеке вне времени… Чайковский создал удивительное произведение, на которое откликается каждая частичка души современного человека…»
Главные партии готовят как ведущие солисты театра, так и молодые артисты: Марта Данусевич, Елена Золова, Анастасия Храпицкая (Татьяна), Дарья Горожанко, Оксана Волкова (Ольга), Владимир Громов, Денис Янцевич (Евгений Онегин), Александр Михнюк, Юрий Городецкий, Иосиф Никитенко (Ленский), Андрей Валентий, Дмитрий Капилов, Владислав Зозулько (Гремин), Екатерина Михновец, Оксана Якушевич, Ольга Малиновская (Няня), Мария Галкина, Анастасия Малевич, Нина Шарубина (Ларина) и др.
Новая сценическая версия оперы готовится в год 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Кстати, нельзя не сказать и еще об одной дате: с момента первого показа оперы в 1879-м прошло 145 лет.
Напомним, эта постановка станет восьмым воплощением оперы Чайковского на сцене Большого театра Беларуси. К сочинению в театре обращались, начиная с 1933 года. Еще не имея собственного здания, театр ставил «…Онегина» в 1933-м и 1936-м. «В спектакле 1933г. постановщики стремились к воссозданию атмосферы пушкинской эпохи, к тонкому и детальному прочтению партитуры П.Чайковского. В постановке 1936г. блестящий исполнительский состав обеспечил опере большой успех у слушателей. Критика отмечала артистическое дарование Л.Александровской, воплотившей на сцене образ Татьяны, трепетной, нежной, и в то же время сильной, глубокой натуры. Запоминающийся образ Ленского создал И.Болотин. Порывистый юный мечтатель-поэт, чистый и наивный, Ленский в трактовке И.Болотина заранее был обречен на гибель в душной атмосфере условностей и предрассудков. (В военном 1942-м опера была поставлена на сцене в г.Саратове.) В постановке 1948г. сцена дуэли Онегина и Ленского была решена в серых, графических тонах – в отличие от ярких декораций в сцене петербургского бала, что подчеркивало трагичность происходящих событий. Убедительные образы были созданы С.Друкер, И.Болотиным, Р.Киндель. (В 1954-м постановочную группу возглавила легендарный дирижер Т.Коломийцева.) Постановщики спектакля 1986г. определили ведущий «тон» оперы как «ностальгию по несбывшемуся». Обновленная версия постановки была представлена в 2012-м. Редакция была осуществлена с уважением к авторским решениям, деликатным и осторожным отношением к партитуре композитора». (По материалам Большой энциклопедии Большого театра Беларуси, 2013г.)
Последний показ постановки оперы 2012 года «Евгений Онегин» прошел в апреле 2024г.
Премьера нового прочтения гениального произведения состоится 30 ноября. Второй показ пройдет в рамках Минского международного Рождественского оперного форума – 12 декабря.