Новости

Форум-2024. Постфактум

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР ПРОЕКТА

 

ГЛАВНЫЙ ПАРТНЁР ПРОЕКТА

 

 

ПАРТНЁР ПРОЕКТА 


  

На всех вечерах Минского международного Рождественского оперного форума присутствовала Наталья Кожевникова, музыковед, музыкальный критик, автор программ «Радио России», главный редактор интернет-радио Мариинского театра (Санкт-Петербург). После первых трех спектаклей Наталья поделилась своими эмоциями от фестиваля в эфире Первого Национального канала Белорусского радио. Наталья впервые была на нашем форуме.


– Я гость Минского международного Рождественского оперного форума, и мне интересно все, что здесь происходит. Особенность этого фестиваля – открытость. Именно это подчеркнула генеральный директор Большого театра Беларуси Е.Н. Дулова на пресс-встрече с представителями СМИ. Эта открытость позволяет пригласить на форум разных участников – как молодых, так и известных в оперном мире. Традиционно принимающая сторона показывает свои лучшие постановки – на фестивале это и премьера оперы П.Чайковского «Евгений Онегин», и опера Дж. Пуччини «Турандот» с приглашенными звездами из Москвы и Петербурга. Стартовал форум с двух постановок – Чувашского и Воронежского театров. Да, это не столичные театры, но они заслуживают того, чтобы к ним прислушаться. С другой стороны, для этих коллективов большая честь выступать на такой знаменитой площадке. Полагаю, что и зрителям было любопытно увидеть и оценить спектакли российских театров.
Открывала фестиваль команда – молодая, вдохновенная – Чувашского государственного театра оперы и балета «Волга Опера». Видно, что им хочется сделать что-то абсолютно новое, словно бы начать с чистого листа в искусстве оперы. Да, космическая опера вызвала много вопросов, но она и называется – «Главный вопрос». Авторы захотели поэкспериментировать. Своеобразным толчком для создания цифровой оперы послужило их собственное здание театра, которое им самим кажется связанным с пришельцами.
Постановщики назвали оперу космической, хотя, может быть, корректнее было бы назвать ее фантастической, потому что сам сюжет – фантастический. Плюс им было интересно поиграть с ИИ. И главный вопрос, который они поставили: как ИИ может существовать без нас, без людей? В одной из оперных новелл роботы действовали, выполняли какие-то задачи, но человечества уже не существовало. В другой – потерялся робот-пес, ему была просто необходима помощь людей… Пожалуй, над этим вопросом задумываются многие. Как музыкант, убеждена, что ИИ не может создавать музыку. Стилизовать – да. Потому что в искусстве первична душа. Будет ли душа в произведении, созданным ИИ?
Композитор Рустам Сагдиев дирижировал своим произведением и делал это очень эмоционально.
Это была хорошая провокация, которая заключалась и в названии – «космическая опера», и в содержании – участии ИИ. Новое, неизвестное, интригующее, провоцирующее произведение.
После показа оперы «Главный вопрос» была организована встреча зрителей с постановщиками.

 

 


В октябре в Петербурге в рамках Дней Минска в нашем городе была показана опера В.Солтана «Дикая охота короля Стаха». Для меня это стало потрясением, захотелось прочитать Короткевича, причем именно на белорусском языке. Удивительный спектакль, который держит в напряжении от начала и до конца. Музыка, драматургия, детективный сюжет, костюмы, декорации… Это стало событием. И мне было очень любопытно увидеть другую постановку режиссера Анны Моторной – на форуме прошел второй показ оперы «Евгений Онегин». Спектакль сделан высоко профессионально, в нем есть воздух, пространство, ощущение прозрачности. Очень интересно сделаны декорации (сценография Л. Сидельниковой) – в них намек на интерьер, элементы, которые для разных сцен трансформируются во что-то другое, создавая определенное настроение. Этот эффект усиливается видеопроекцией (художник по компьютерной графике В.Злотникова). Очень интересное цветовое решение – от первого цветного акта, который наполнен жизнью, до черно-белого пространства, в которое постепенно добавляется контраст красного. Есть акценты, над которыми хочется думать. Занавес также создает образ и рисует идею спектакля: молодой человек, одиноко и обреченно, стоит к нам спиной. И ты сразу узнаешь в нем Онегина…
Отдельный комплимент – Симфоническому оркестру (дирижер А.Макаров). Видна рука дирижера, сыгранность – музыканты понимают маэстро, а он – своих артистов. Кстати, дирижер подчеркнул, что в новой постановке появляются музыкальные нюансы, которых не было раньше…
Опера «Евгений Онегин» – о человеческих отношениях. И это главное. В какую одежду ни одень героев – чувства: любовь, ревность, обида, злость – остаются. Вне времени. (Эфир 13 декабря 2024г.)

 


Воронежский театр оперы и балета представил оперу В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро». Оркестром Большого театра Беларуси дирижировал Тимур Абсалутинов (Россия).

 


В четвертый вечер Минского международного Рождественского оперного форума в Большом показали оперу Дж. Пуччини «Турандот», главные партии в которой исполнили гости из «Геликон-оперы» (Москва) – Елена Михайленко и Елизавета Кулагина и из Михайловского театра (Санкт-Петербург) – Михаил Пирогов, а также ведущие солисты белорусской оперы Андрей Валентий, Сергей Лазаревич, Юрий Болотько, Янош Нелепа, Александр Михнюк. Дирижировал А.Макаров.

 


Гала-концерт «Наследие Елены Образцовой» стал финальной точкой фестиваля.
Талант молодости привнесли в гала лауреаты и призеры международных конкурсов Елены Образцовой – из России, Южной Кореи и Армении: Яна Айвазян, Варвара Кузоватова, Иван Бородулин, Ёнкван Ким, Кирилл Токмаков, Павел Гладышев, Виктория Бобкова.
Несколько раз на поклоны зрители вызывали блистательных оперных певцов Большого театра Беларуси. Настоящим украшением концерта стали заслуженный артист нашей республики Андрей Валентий, лауреаты международных конкурсов Ирина Кучинская, Мария Галкина, Александр Михнюк, Тарас Присяжнюк, Иван Березин.
Солнечную ноту в гала добавили наши гости из Никарагуа - солисты Фонда INCANTO Кэтрин Веласкес и Маурисио Дельгадо. Молодые певцы выступали в Беларуси впервые.
Симфоническим оркестром Большого театра Беларуси дирижировал… минчанин – маэстро Василий Юркевич.
В вечер гала-концерта в фойе театра работала выставка фотографий великой оперной певицы.
Спасибо нашим любимым зрителям, которые все пять вечеров были с нами. Яркие эмоции этого фестиваля постараемся сохранить на весь год. До встречи в театре! Большом театре Беларуси.

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ