Начало весны - время говорить о женщинах. Начало весны - время говорить о цветах.
Предвкушать расцвет, ожидать пробуждения, которое вот-вот вызовет к жизни новую радость, новую энергию и новую любовь. Неслучайно именно в это время мы традиционно отмечаем праздник очарования и молодости, мягкости и искристого света, которые дарит нам женственность, - день прекрасной половины человечества.
Время возрождения - время эстетики, выразительности форм, трепетности чувств, неспокойствия мысли.
Когда самые прозрачные акварельные тона становятся мощнее лозунгов.
Когда звуки становятся сильнее знания.
Это время петь о цветах.
9 марта в Камерном зале им. Л.П.Александровской - вечер изысканного музицирования. Программа, которую ждут настоящие ценители, и Музыканты - которых всегда хотят услышать. Татьяна Гаврилова и Ольга Запольская - самоценные, равные друг другу по яркости величины в белорусском музыкальном мире, и при этом способные многократно усиливать «творческое сияние» друг друга, выступая в ансамбле.
Программа, подобранная для вечера 9 марта - действительно «эстетская», и она как нельзя лучше подходит к этому времени и к этому празднику, Дню женщин. В концерте прозвучит музыка австро-немецкой традиции периода зрелого и позднего романтизма, представленная тремя именами: Роберта Шумана, Хуго Вольфа и Рихарда Штрауса.
Это будет музыка, посвящённая женщинам. Музыка мужчин от имени женщин и музыка мужчин о женщинах, призванная пропеть, воспеть, описать саму неуловимую сущность женственности.
Открывает программу знаменитый вокальный цикл Роберта Шумана «Любовь и жизнь женщины». Песни, написанные на стихи Адальберта фон Шамиссо, появились в самый плодотворный период творчества композитора, в 1840 году, подарившем миру целый сад шумановских вокальных шедевров, а самому Шуману - подаривший его незабвенную Клару. Что интересно, композитор не стал писать историю трагическую, жертвенную, героическую, сентиментальную - любую, которая «приподняла» бы женщину над обыденностью; он показал в своём вокальном цикле красоту и поэтичность женской повседневности, в которой есть место и трепету влюблённости, и предвкушению встречи, радости замужества, блаженству материнства, принятию потери и скорби. В истории музыки этот цикл стал одним из наиболее известных «женских» произведений и непревзойдённым в своём роде психологическим бытописанием.
Хуго Вольф, цикл песен которого продолжит программу, вошёл в историю как мастер немецкой Lied. Композитору была уготована непростая жизнь, озарённая мощным талантом и отягощённая тяжёлым душевным расстройством: если сложить все этапы его творческой активности, они составят не более пяти лет, однако эти годы стали настоящей вспышкой в истории музыки. В музыкальном языке его песен (вернее, «стихотворений», как сам композитор их обозначал) - традиции венской песенной классики (Бетховен, Шуберт, Шуман), современная ему призма вагнеровской музыкальной эстетики и предвидение экспрессионизма, время которого настанет спустя десятилетия. Повышенная эмоциональность и трудный темперамент так и не дали Хуго Вольфу добиться профессионального успеха.
Песни из цикла Шести песен для женского голоса были созданы в 1877-1882 годах, фактически в юношестве (композитор родился в 1860 году). Это был период творческого и жизненного взросления: именно в эти годы композитор за нарушение дисциплины был уже исключен из консерватории (в которую он поступил в 15 лет), подружился с Малером, познакомился в Брамсом и возненавидел его (знакомство с Вагнером, перед которым Вольф преклонялся, состоялось ещё в 1875), активно занимался самообразованием, успел несколько месяцев поработать на посту капельмейстера. Именно эти годы принесли и одно из сильнейших переживаний его жизни: «в 1878 году он встретил Валли Франк – свою первую любовь. Ему открылись совершенно новые, не известные ранее ощущения – Хуго влюбился горячо и страстно. ... Эти отношения продолжались три года. И все три года Вольф страдал. Эти муки можно было сравнить лишь с теми, какие причиняли ему неудачи на пути в большую музыку. Весной 1881 года после нескольких месяцев молчания Валли написала Вольфу, что их разрыв окончателен, и уехала в Богемию. Это расставание Вольф переживал так тяжело, что за всю свою дальнейшую жизнь не смог больше решиться на серьёзные отношения и брак, ограничившись несколькими короткими любовными связями» (Нина Адамадзе).
Он был удивительной личностью - страстной, неравнодушной, взрывной. Он стал одним из прообразов композитора Адриана Леверкюна, главного героя романа Томаса Манна «Доктор Фаустус». Герман Гессе наделил его эпитетом «степной», подразумевая под этим «степной волк». Юношеские шедевры гениев, как правило, находят своих почитателей позже, однако их ценность непреходяща: в них непосредственность молодого языка, острота юного взгляда, неискушённость стиля и та «свежесть крови», которая не тускнеет со временем. Шесть песен для женского голоса - свидетельства именно такого, юного почерка.
Третье музыкальное пространство, в которое погрузятся слушатели в этот вечер - вокальная лирика Рихарда Штрауса.
На протяжении всей жизни Рихард Штраус создавал сочинения в жанре Lied (нем. - песня) – он очень тонко чувствовал и понимал форму вокальной миниатюры. Первым и самым строгим критиком композитора являлась его супруга Паулина Штраус - певица, обладательница прекрасного сопрано, эксцентричная и темпераментная, яркая артистическая натура. Благодаря Паулине композитором были созданы многие произведения, в том числе Symphonia domestica («Домашняя симфония»), в которой нашла отражение их бурная семейная жизнь. «Штраус по справедливости должен считаться волшебником и чародеем во всём, что касается человеческого голоса. Особенно выделяются созданные им женские партии, одарённые всеми достоинствами свободно льющейся лирической кантилены. Многие знаменитые певицы могли бы рассказать о том, что их искусство озарилось сиянием мирового успеха только после того, как они впервые выступили в заглавных партиях опер Штрауса» (Э.Краузе).
Название программе концерта 9 марта дал цикл ранних песен Штрауса «Девушки-цветы» («Девичьи цветы» (`Mädchenblumen`): 4 стихотворения Феликса Дана для голоса в сопровождении фортепиано, op. 22). Это произведение - одно из «белых пятен» для нашей концертной сцены, тем не менее этот цикл относится к явным творческим удачам молодого автора. Он написан в 1886-87 годах, и композитору в момент его написания всего 22 года; ещё не написан «Дон-Жуан» и другие симфонические поэмы, принесшие ему прочную славу. Самим стихотворениям Феликса Дана, положенным в основу вокального цикла, присущи черты модерна: изобилие декоративно-описательных оборотов, витиеватость, как бы арабесковость стиха. Поэту, в первую очередь, важен именно образ и созерцание этого образа - единого образа для девушки и цветка:
«Василёк»: «Васильками я называю образ кротких, с голубыми глазами, тех непритязательных в безмолвном влиянии волшебства мира…»
«Мак»: «Мак – это круглые, полнокровные, здоровые, веснушками покрытые, радостные, вздорные, дерзкие, для танцев неугомонные души…»
«Плющ»: «Плющом называю я девушек с ласковой речью, с волосами простыми, с мягкими арочными бровями, с душевными карими глазами…»
«Кувшинка»: «Кувшинка, так называю я тонкую, привлекательную в ночи деву с алебастрами щёк, в её глазах тайные глубокие думы, словно она призрак и земля её ловушка...»
В цикле «Девушки-цветы» обнаруживаются многие творческие принципы, характерные для более поздних произведений композитора. Это и стремление к богатому мелодизму, и гармоническая игра; в этом раннем цикле композитора как бы пунктиром намечены дальнейшие направления творческих поисков композитора, его будущие контакты с новыми художественными стилями и направлениями рубежа XIX-XX вв., среди которых импрессионизм и модерн. Однако в музыкальном прочтении поэтического первоисточника на первый план выходит именно связь с романтической традицией.
«Девушки-цветы» - настоящая репертуарная редкость, эксклюзив мартовской программы Татьяны Гавриловой и Ольги Запольской.
А завершат программу Три песни Офелии Рихарда Штрауса из «Гамлета» У.Шекспира - модернистские, написанные в 1918 году, уже после «Кавалера розы» и «Ариадны на Наксосе». Сам первоисточник - "Три песни Офелии" Шекспира - можно назвать излюбленным литературным материалом для композиторов разных стилей и поколений. Только в ХХ веке к ним обращались Рихард Штраус и Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев и Валерий Гаврилин. К слову, в репертуаре Татьяны Гавриловой есть и «Три песни Офелии» белорусского композитора Юрия Блинова.