29 марта 2025 года - концерт «Вдохновение сердца», посвящённый юбилею струнного квартета Большого театра Беларуси «Vivat-Quartet»
«Vivat-Quartet»: это жизнеутверждающее название встречается в афишах Большого театра Беларуси уже на протяжении 10 лет. Виртуозное исполнение музыкантами струнного квартета «Vivat-Quartet» произведений самых разных направлений, неиссякаемая энергия и исключительное исполнительское мастерство − вот что находит отклик в сердцах аудитории. Артисты коллектива - солисты оркестра Большого театра Беларуси, лауреаты международных конкурсов и, без преувеличения, гордость белорусской исполнительской школы: Анита Малюгина (скрипка), Ирина Маслова (скрипка), Юрий Башура (альт), Александр Иванов (виолончель). Ансамбль выступает в академическом формате, представляя программы камерно-инструментальной музыки, а также участвует в гала-концертах, фестивалях и крупных проектах Большого театра Беларуси, гастролирует в нашей стране и за рубежом.
За 10 лет существования коллектив приобрёл репутацию одного из лучших струнных ансамблей Беларуси. Программы, которые предлагает «Vivat-Quartet» (художественным руководителем коллектива является скрипачка Ирина Маслова) - пример успешно найденного баланса между строгим академизмом и доступностью: среди произведений, исполненных музыкантами и такие «изыски», как образцы белорусского ренессанса и барокко, музыка И.С.Баха, Дж.Перголези, В.А.Моцарта, квартеты П.Чайковского, С.Рахманинова и С.Прокофьева, и такие «хитовые» произведения, как танго А.Пьяццоллы, К.Гарделя или Е.Петерсбурского. И при этом музыканты не чураются эффектности представления: этот квартет можно назвать театральным не только «по происхождению», но и «по существу», многие концерты делаются в сотворчестве с режиссёрами (от проекта оперной примы и режиссёра Оксаны Волковой «На струнах весны» до «Каляднага падарунка», созданного совместно с режиссёром Марией Исаевой), придумывающими нестандартные формы подачи академического музыкального материала.
Для празднования своего юбилея «Vivat-Quartet» также готовит программу с «изюминкой». На первый взгляд перечень произведений выглядит достаточно пёстрым - Паганини сменяется Шостаковичем, за ним следует резкий прыжок в барокко, к Генделю и Боккерини, после которых предполагается погружение в романтизм Франка... Однако и в этом блуждании по эпохам и стилям есть своя логика.
Откроет концерт дуэт Никколо Паганини для скрипки и гитары, в исполнении которого примет участие лишь один участник квартета - его руководитель, Ирина Маслова; в ансамбле с ней выйдет друг коллектива гитарист Виталий Дубовик.
Второе произведение - Пьесы для двух скрипок и фортепиано Дмитрия Шостаковича; и их исполнят двое из квартета - скрипачки Анита Малюгина и Ирина Маслова, а дополнит ансамбль Юлия Щербакова, творческое сотрудничество с которой продолжается не один год.
Далее в программе - трио-соната Георга Фридриха Генделя, которую представят трое участников квартета: те же плюс виолончелист Александр Иванов, партию basso continuo вместе с ним проведёт Юлия Щербакова.
В завершении первой части юбилейного вечера - уже неоднократно звучавшие в концертах «Vivat-Quartet» Интродукция и фанданго Луиджи Боккерини, для исполнения которого на сцене соберётся весь состав квартета с солирующим гитаристом Виталием Дубовиком.
Таким образом, слушатель станет свидетелем акустического наполнения пространства от камерного дуэта до полнозвучного квинтета и очевидцем «собирания» полного состава коллектива-юбиляра (при участии его постоянных творческих спутников).Вторая часть вечера будет посвящена Фортепианному квинтету Сезара Франка - произведению масштабному во всех смыслах. Святослав Рихтер, неоднократно исполнявший это сочинение, назвал его «Страстями по Матфею» в камерной музыке. Этот квинтет, вершина классико-романтического ансамблевого репертуара - в багаже самых именитых исполнителей. Произведение, действительно требующее особого понимания и мастерства. Это ансамбль, для которого действительно нужно «собираться» - собирать не только своё исполнительское умение, но и свой художественный и жизненный опыт. Появление такого сочинения в репертуаре ансамбля - это и дерзновение, и знак достижения определённой ступени творческой зрелости. Образный строй Квинтета драматичен, даже трагедиен: он стоит в ряду с Четвёртой балладой Шопена, Аппассионатой Бетховена, Четвёртой симфонией Чайковского. В нём - «романтическое столкновение человека с враждебными силами, преграждающими путь к счастью», тема неисчерпаемая в искусстве. Можно ли сказать, что включение фортепианного квинтета Франка в программу юбилейного концерта - знаково для коллектива? Безусловно. И настолько же оно приметно для публики: в свой юбилей артисты доверяют ей сокровенное, и это знак высшей признательности.
Итак, в этот вечер, на наших глазах ансамбль вырастет - от дуэта до квинтета, от «игранного» - до нового, от небольшого - до масштабного. И если позволить себе (анти)аналогию со знаменитой Прощальной симфонией Йозефа Гайдна, концерт станет Приветственной симфонией Струнного квартета Большого театра Беларуси. И в этом «приветственном» характере - та самая (случайная или намеренная?) «пасхалка» для любителей этимологических ребусов. Виват, квартет!