Новости

К юбилею Сергея Кортеса

 

18 февраля 2025 года - 90 лет со дня рождения одного из наиболее ярких белорусских композиторов народного артиста Беларуси, лауреата Государственной премии Республики Беларусь Сергея Кортеса. Деятельность композитора была тесно связана с белорусским музыкальным театром: автор пяти опер и балета, с 1991 года Сергей Кортес являлся директором, а с 1993 года художественным руководителем творческого объединения «Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь», в 1996-2002 годах - директором и художественным руководителем Национального академического Большого театра оперы Республики Беларусь. К юбилею Сергея Кортеса публикуем статью музыковеда, кандидата искусствоведения Наталии Ганул.

 

СЕРГЕЙ АЛЬБЕРТОВИЧ КОРТЕС
(1935 – 2016)
90-летний юбилей


СЕРГЕЙ КОРТЕС – яркая творческая личность и многоплановая фигура в белорусской музыкальной истории Новейшего времени, один из лидеров отечественной композиторской школы последней трети ХХ – начала XXI века. Его музыка побуждает задуматься о непреходящих ценностях, она пронизана духом театральности, в ней романтический порыв и глубокие философские размышления. Определяющими в личностном и творческом портрете композитора стали активная жизненная позиция, обостренное восприятие и осмысление действительности, философско-этическая одухотворенность. Связь с духовными потребностями времени, избрание универсальных сюжетных коллизий, иносказательность, а также выявление в национальной традиции общезначимых констант и символов являются наиболее показательными особенностями музыкальной поэтики Сергея Кортеса и его музыкального театра притчи.
Музыкальное наследие Сергея Кортеса богато в отношении выбора тем-идей и жанров: оперы, балет, инструментальные и вокально-симфонические сочинения, камерные опусы, музыка к кинофильмам, драматическим спектаклям.

 

Перекрестки судьбы. Россия – Чили – Аргентина – Беларусь


Жизнь Сергея Кортеса, свидетеля ряда эпохальных событий, связана с разными странами и континентами, а перекрестки его судьбы, встречи-прощания, как знаки-символы, нашли отражение в творчестве композитора. Он родился в городе Сан-Антонио (Чили) 18 февраля 1935 года. Корни семьи по материнской линии связаны с петербургскими и московскими дворянскими фамилиями. Прапрадед – известный русский географ, автор учебников по естествознанию и ботанике Николай Иванович Раевский (1835 – 1898), прадед Александр Федорович Кричевский – влиятельный русский банкир и юрисконсульт, дед – адвокат, присяжный поверенный Борис Николаевич Благовещенский. Все они жили в Петербурге в хорошем смысле патриархальным укладом, с многолетними устоявшимися семейными традициями, с комплексной системой воспитания детей, неотъемлемой частью которой было обязательное обучение музыке.
Бабушка, Евгения Александровна Кричевская (в первом замужестве Благовещенская), обладала прекрасным сопрано, хорошо играла на фортепиано, была творческой и вдохновенной личностью. После рождения дочери Людмилы, матери будущего композитора, она полностью посвятила себя семье. Страшные исторические события в России начала ХХ века не прошли мимо. В разгар Первой мировой войны Евгении Александровне пришло известие о том, что её супруг пропал без вести в боях под Австрией. Уже потом, спустя годы, выяснилось, что он находился в плену, но после освобождения в семью уже не вернулся.


После этих трагических событий Евгения Александровна связала свою судьбу с Павлом Петровичем Шостаковским, происходившим родом из легендарной московской семьи, главой которой был Петр Адамович Шостаковский, директор филармонического общества в Москве, блистательный пианист своего времени, выпускник петербургской консерватории. Петр Адамович был невероятно харизматичной натурой, высоко ценил в людях талант, он брал уроки у Ференца Листа, дружил с Чеховыми, в их семье бывали Римский-Корсаков, Шаляпин, Фет, Аренский, величайшие драматические актрисы Ольга Садовская и Мария Ермолова. В традициях дворянских семей он дал сыну Павлу блестящее домашнее образование, а затем отправил на учебу в Кадетский военный корпус, находившийся в Лефортовском дворце. В 1912 году Павлу Петровичу предложили возглавить представительство крупнейшего французского автомобильного завода. Так он оказался в Петербурге. В годы войны его назначили сначала начальником снабжения Северо-Западного фронта, а затем штабс-капитаном железнодорожных войск и дорог. В эти годы он познакомился и женился на Евгении Александровне, удочерил Людмилу.


Уникальным историческим документом стали мемуары Павла Шостаковского «Путь к правде». В них он свидетельствует о самых разных событиях в жизни России и эмиграции, вспоминает выдающихся представителей политики, экономики, культуры разных стран. Особые чувства и настроения вызывает рассказ о вынужденном бегстве семьи из Петрограда в феврале 1920-го. Спасаясь от красного террора, через покрытый льдом Финский залив Павел и Евгения Шостаковские тащили за собой саночки, в которых сидела охваченная ужасом дочка Люленька (Людмила). Бежали в поисках лучшей жизни из страны, измученной войною, разрухой, голодом и распрями.
После многолетних переездов по разным странам Европы (Швейцария, Франция, Италия) Павел Шостаковский получил назначение на работу в Аргентину, а затем в Чили (г.Сан-Антонио), где дочь Людмила (*Людмила Павловна Кортес (1910-1998) – филолог, автор учебных пособий и трудов по английской и американской литературе) вышла замуж за чилийца Альберто Кортеса, топографа по профессии. В семье родились четверо детей – Павел, Евгения, Серафима и самый младший, Сергей. К сожалению, семейная жизнь не была гладкой и вскоре мать с детьми и родителями вернулись в Буэнос-Айрес.

В семье очень активно поддерживались славянские национальные, христианские духовные традиции, общались только на русском языке, а вот испанский и английский абсолютно естественно и свободно вошли в жизнь Сергея Кортеса через внешнюю среду общения, школу. Спустя многие десятилетия ему неоднократно говорили о наличии своеобразного акцента в речи, на что композитор отвечал: «Я – человек с латиноамериканским темпераментом и славянской душой». С детства Сергей Кортес любил читать в подлинниках. Эта подлинная библиофильская страсть, огромная домашняя библиотека на всех европейских языках и безупречный литературный вкус позволили ему очень точно выбирать для своих произведений высокохудожественное Слово, в котором мелодика стиха и музыкальная мысль были в одной тональности.

Религиозные православные обряды и традиции в семье чтились особым образом и были на первом месте. Дети обязательно ходили в церковь, пели в хоре, соблюдали время постов, с любовью, торжеством и пиететом отмечали церковные праздники, особенно Пасху и Рождество, к которым обязательно готовились домашние концерты. Павел Петрович Шостаковский на протяжении всей эмигрантской жизни активно занимался благотворительностью, пропагандировал русскую культуру, был председателем Славянского комитета, издавал журнал «Русская земля» и «Русская голгофа», поддерживал связь с Московским Патриархатом. И сегодня в Париже, на улице Петэль 5, находится православный Храм Трех Святителей, в организации сбора средств на который он принимал самое активное участие.


Выбор музыкальной стези в качестве основополагающей был определен Сергеем Кортесом еще в детские годы. Это произошло благодаря бабушке. Домашние концерты, спектакли, еженедельное прослушивание радиотрансляций классических опер, исполнение которых предварялось интереснейшими историко-музыковедческими комментариями. Неотъемлемой частью повседневной жизни были граммофонные пластинки с записями Тито Скипа, Шаляпина, Карузо, походы на музыкальные спектакли в Национальный оперный театр «Колон» (г. Буэнос-Айрес). Там молодой музыкант был совершенно потрясён, увидев постановки «Воццека» Альбана Берга, «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского (с солистом Николо Росси-Лемени) и услышав потрясающий голос молодого Марио дель Монако, исполнявшего партию Каварадосси в «Тоске» Пуччини.


Театральный контекст сопровождал юного Сергея постоянно. Однажды к ним в гости пришла знаменитая испанская актриса Маргарита Ксиргу, ее называли музой Федерико Гарсиа Лорки. Сергей вместе с сестрой Серафимой вдохновенно изобразили ей Сцену у фонтана из «Бориса Годунова» Пушкина и на всю жизнь сохранили в памяти одобрительный отзыв выдающейся представительницы мирового драматического театра. А после посещения в Буэнос-Айресе летом 1945 года концерта симфонической музыки, посвященного победе в Великой Отечественной войне, он твердо решил, что станет музыкантом. В тот вечер исполнялись Пятый фортепианный концерт Л. Бетховена с пианистом Клаудио Аррау и Седьмая «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича.
В числе первых учителей Сергея Кортеса в Аргентине был уроженец Одессы, воспитанник Петербургской консерватории, аргентинский композитор и пианист Яков Александрович Фишер, а также выходец из Германии Рафаэль Нюрнберг. Уроки носили скорее комплексный характер, изучались теория музыки, гармония, полифония и композиция. В эти годы Сергей Кортес много занимался фортепианным исполнительством, был востребованным концертмейстером для певцов и хоровых коллективов на многочисленных концертах, проходивших в Клубе эмигрантов из России и Украины имени М. Горького под патронатом Советского посольства.


В 1947 году семья Шостаковских-Кортесов подала прошение о советском гражданстве и возвращении на Родину. По многим причинам это стало возможным лишь в 1955 году. Местом проживания для семьи был определен Минск. Сорок дней они плыли на пароходе от Аргентины к Балтийскому морю. В корабельном трюме перевезли даже фортепиано молодого музыканта. После прибытия в Советскую Белоруссию первый год Шостаковские прожили в гостинице. У них сразу образовался большой круг знакомых, а потом и верных многолетних друзей. В доме постоянно бывала молодежь, творческая интеллигенция.

 

Начало творческого пути


Сергей Кортес продолжил свое музыкальное образование сначала в школе для одаренных детей при Белорусской государственной консерватории им.А. Луначарского, где в классе профессора Георгия Николаевича Петрова учился игре на фортепиано. В Белорусской консерватории (1957 – 1962) обучался композиции у Николая Ильича Аладова и Анатолия Васильевича Богатырева. В ассистентуре-стажировке (1966 – 1969) занимался у профессора Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского Николая Ивановича Пейко. Самыми плодотворными в профессиональном становлении стали фольклорные экспедиции по деревням Беларуси и поездки в «Дом творчества композиторов Руза» под Москвой на знаменитые «Ивановские творческие семинары» к профессору Юрию Александровичу Фортунатову.

 

Как важный фактор своего профессионального становления подчеркивает композитор общение с выдающимся белорусским симфонистом Львом Абелиовичем. Творчески вдохновляющими были встречи с композиторами – Геннадием Гладковым, Эдисоном Денисовым, Евгением Догой, Всеволодом Задерацким, Гией Канчели, Аветом Тертеряном, Борисом Тищенко, Альфредом Шнитке, Владимиром Рубиным, Софьей Губайдулиной. Подчеркнем и значение личных дружеских и творческих контактов с композиторами-соотечественниками Евгением Глебовым, Дмитрием Смольским, Олегом Янченко.

Обозначенные события и имена позволяют представить общественно-культурный контекст, определивший творческие установки молодого композитора. Внутренний мир музыканта был сформирован духом «большого исторического времени» 1960-х годов.

Именно в эти годы композитор впервые обращается к жанрам, связанным со словом. Вокальное творчество 1960-х – 1970-х представлено романсами и циклами на тексты поэтов различных национальных школ. В ряду произведений заметно выделяются три вокальных сочинения 1963 года — баллады «Бредет человек» на стихи Р. Яковского, «Охота на людей» на стихи Ж. Ленуара и монолог «Уходят матери» на стихи Е. Евтушенко. Обращение в них к теме маленького человека, острые социальные проблемы, философское осмысление вечных эстетических оппозиций, поэтический образ прощания-смерти приобретут значение «сквозных» лейтмотивов в системе образов-символов поэтики композитора.


В 1966 С. Кортес пишет вокально-симфоническую поэму для баса с оркестром «Пепел». В качестве литературной основы поэмы композитор избирает фрагменты из цикла «Человек» литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса. Осмысление в них событий войны на двадцатилетнем расстоянии окрашивается философско-этическими тонами. Аскетизм, суровая сдержанность и обличительный пафос против насилия пронизывают стихотворный текст поэмы: «Всем своим существом к человеку взываю, / Человеческий пепел сжимая в горсти». Складывается основная нравственно-этическая идея поэмы-монолога: вечная память потомков о величайшей трагедии ХХ века. Композиция «Пепла» состоит из чередования вокальных (сюжетной канвы) и инструментальных (авторского комментария) эпизодов.


В 1972 году композитор обращается к поэзии Янки Купалы. В его поэме «Памяти Поэта» для чтеца, двух солистов, двух хоров и симфонического оркестра создается символическое пространство родной земли и голос ее песняра. В 1982 году Кортес пишет песню «А хто там ідзе» на стихи Янки Купалы, которая была исполнена Владимиром Мулявиным в фильме режиссера Бориса Луценко «Раскиданное гнездо».


С 1961 г. Сергей Кортес работал заведующим музыкальной частью и дирижером Белорусского республиканского театра юного зрителя, с 1965 заведовал музыкальной частью Государственного русского драматического театра, с 1966 – в Белорусском академическом театре им. Я. Купалы. С 1972 г. занимал должность музыкального редактора, а в 1981–1988 гг. главного музыкального редактора киностудии «Беларусьфильм».


Результатом тридцатилетнего периода работы в качестве музыкального редактора в драматических театрах и на киностудии «Беларусьфильм» стало создание музыки более чем к 60 сценическим постановкам, а также документальным, теле-, кино- и мультипликационным фильмам (около 20 работ). Инициирующую роль в этом процессе сыграли творческое сотрудничество с ведущими отечественными режиссерами театра (Б. Эрин, Б. Луценко, В. Раевский) и кино (И. Добролюбов, В. Рубинчик, А. Ефремов, В. Туров, В. Четвериков, М. Пташук), многолетнее общение с поэтом Р. Бородулиным, критиком Г. Колосом, театральным художником А. Соловьевым.


Среди работ в жанрах прикладной музыки в русле обозначенной проблематики заметно выделяется обращение С. Кортеса к творчеству белорусских прозаиков и драматургов (А. Макаенок, К. Крапива, А. Дударев и др.). Выразителен музыкальный ряд С.Кортеса к драматическим постановкам по произведениям Ивана Шамякина «Сэрца на далоні» (1966), «И птицы умолкли» (1978), а также экранизация его психологической драмы «Возьму твою боль» (реж. Михаил Пташук, в главной роли Владимир Гостюхин, 1981).
Неизгладимый след оставила дружба, общение и совместная работа с Владимиром Короткевичем. Результатом этого творческого диалога, продолжающегося через книги писателя и после его смерти, стали музыка к драматическим спектаклям «Званы Віцебска» (1974), «Кастусь Каліноўскі» (1979), «Хрыстос прызямліўся ў Гародні» (2013), музыка к фильму «Черный замок Ольшанский» (1983).

 

Особенности музыкального стиля


Одной из фундаментальных особенностей творчества Сергея Кортеса является универсализм, определяющийся целостным восприятием композитором мировой культуры во всей ее многогранности. Обширные знания в области «испаноязычной» и славянской культур обусловили характерную экстравертность стиля и, шире, гибкое и органичное взаимодействие разнохарактерных музыкальных культур в творчестве композитора. Общеевропейская направленность мышления композитора, позволяет провести широкие аналогии с так называемой «петровской линией» в русской культуре, с характерной для нее амальгамой славянского и западного.


Генетическую основу музыкальной поэтики С. Кортеса составляет театральность мышления. Сам композитор определяет себя как «человек театра», о чем свидетельствуют, с одной стороны, многолетняя работа и общественная деятельность в сфере театрального искусства, с другой, — многочисленные сочинения в различных театральных жанрах.


Общим стилевым признаком, роднящим произведения С.Кортеса для театра, является процесс кристаллизации «генеральной интонации» как тематической основы сочинения, который позволяет многогранно осветить и объединить составляющие главной идеи. В творчестве С. Кортеса выстраивается и характерная жанровая система с дифференциацией трех образно-тематических сфер: лирико-философские образы, экспрессивно-драматические образы и скерцозная лексика, берущая начало в театральной поэтике Бертольда Брехта.


Одним из важнейших признаков творческого метода С. Кортеса является игровой элемент. Игровая логика проявляется в преобладании внемузыкальных интенций и «зримости» идей, доминирующем принципе монтажа, наличии декларируемой или скрытой программности и яркой образности, воплощаемых в тематизме и системе выразительных средств, а также определяет знаковую черту стиля композитора — концертность. Среди наглядных примеров — концерт для фортепиано с оркестром «Каприччос» (1969), связанный с графическими образами испанского художника Ф. Гойи, сюита для фортепиано «Контрасты в четырех настроениях» (1970) и ряд других сочинений.


Музыкальный театр Сергей Кортеса

 

Оперное творчество С. Кортеса аккумулирует основные тенденции европейской оперы ХХ века. Все пять опер С.Кортеса (оперы-притчи «Джордано Бруно» (1977), «Матушка Кураж» (1980), «Визит Дамы» (1989), комическая камерная дилогия «Юбилей» (2000) и «Медведь» (2007)) увидели свет рампы на разных сценах. В 1990 году Кортес создает балет «Последний Инка» по заказу Национального балета Кубы и его художественного руководителя Алисии Алонсо. В 2015 году на основе новой редакции симфонической партитуры балета «Последний Инка» в Большом театре Беларуси режиссерами-постановщиками Константином Кузнецовым и Юлией Дятко с новой сюжетной линией был представлен хореографический спектакль-притча «Кто Я?».

Мировые премьеры театральных произведений С.Кортеса состоялись в разных странах мира, в том числе Беларуси, России, Швейцарии, Молдове, Литве, Венесуэле. Их интерпретация постановочными коллективами неизменно вызывала широкий общественный резонанс. Отклики и размышления об этих постановках можно найти на страницах ведущих изданий, ибо темы, поднятые в сочинениях, и их решения оказались чрезвычайно актуальными социальным реалиям. В них нашли отражение духовные, этические, эстетические поиски времени и сложные процессы в современном оперном искусстве.


Достаточно вспомнить премьеру «Джордано Бруно» (1977) на сцене Белорусского государственного академического театра оперы и балета, представленную в сотворчестве с дирижером Ярославом Вощаком, режиссером-постановщиком Семеном Штейном, художником Евгением Лысиком. В конце 1970-х, опера о великом ученом как герое современности, выступающем против фарисейства и ханжества, сама идея «еретичества» (шире диссидентства), изживаемая в советском массовом сознании, была воспринята с особым энтузиазмом и в Беларуси и на гастролях национальной труппы в Большом театре России.

 

Композитор Сергей Кортес и режиссер Семён Штейн (конец 1970-х).

 

Сергей Кортес. Опера «Джордано Бруно». (Джордано Бруно – Владимир Ивановский). Постановка Большого театра Беларуси. (Минск, 1978)

 

Опера «Джордано Бруно». Сцена из 1-й картины (Вдова – Лидия Галушкина). Постановка Большого театра Беларуси (Минск, 1978)


Совсем иная опера-притча «Матушка Кураж», в которой идея гибели разума и интеллекта перерастает в общечеловеческую катастрофу уничтожения всего живого на земле. Лик Войны с обостренным чувством «сегодняшнего» дня и глубоким символическим подтекстом высвечивается в замысле оперы. Подлинная трагедия потери детей в финале оперы приближает трактовку образа Кураж к Мадонне, оплакивающей погибшего сына. Итогом притчи о «Матушке Кураж» становится призыв к памяти о жертвах насилия «ко всем, кто дышит на земле». Премьера «Матушки Кураж» (с переводом либретто на литовский язык) состоялась в Каунасском музыкальном театре в 1982, а год спустя под названием «Маркитантка» опера прошла в Молдавском театре оперы и балета. В 1989 постановка оперы была осуществлена в Якутии, а в 1991 — Оперной студией Белорусской консерватории.

 

Сергей Кортес. Опера «Матушка Кураж» («Маркитантка»). Сцена Колыбельной Кураж из 6-й картины. (Матушка Кураж – Тамара Алешина, Катрин – Людмила Ага). Постановка в Молдавском театре оперы и балета, (Кишинев, Молдова, 1984 год) 

 

В основе идейно-нравственной концепции оперы-притчи «Визит Дамы» — искупление греха и спасение души ценой жизни. Имея вневременную природу, замысел сочинения Фридриха Дюрренматта также оказался созвучным культурно-историческим реалиям своего времени. Постановка оперы была осуществлена на сцене Национального академического театра оперы Беларуси в 1996 дирижером Геннадием Проваторовым.

 

 

 

Сергей Кортес. Опера «Визит Дамы». Сцена из 1-й картины. (Дама – Нагима Галеева). Постановка Большого театра Беларуси (Минск, 1996)


Начало нового тысячелетия определило новые темы в музыкальном театре Кортеса, и появление двух камерных комических опер, «Юбилей» и «Медведь», по мотивам пьес Антона Чехова стало своего рода лакмусовыми пробами высшего качества, как в отношении выбора сюжетов, так и их музыкальном воплощении. В камерных комических операх Кортеса продолжается магистральное идейно-тематическое направление творчества: увидеть в повседневных ситуациях вечные мотивы, заострить внимание на человеческих слабостях и пороках, задуматься о прекрасном, через бытовое осмыслить бытийное.
Обе оперы получили сценическую апробацию. После премьеры в Швейцарии «Юбилей» был представлен на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь в интерпретации режиссера Татьяны Сальниковой. Концертно-сценическая постановка оперы «Медведь» (режиссер Галина Галковская, дирижер Александр Анисимов) состоялась на сцене Белгосфилармонии (2009). В декабре 2009 года премьера оперной дилогии С.Кортеса прошла в Московском камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского (режиссер Игорь Меркулов, художник Юлия Акс, дирижер Олег Белунцов), которая и сегодня представлена в его репертуаре.

 

 

Сергей Кортес. Опера «Юбилей». (Бухгалтер Хирин – Янош Нелепа и старуха в салопе Мерчуткина – Наталья Руднева). Постановка Большого театра Беларуси (Минск, 2010)

 

Сергей Кортес. Опера «Медведь». Финал. (Попова-Вдовушка – Ольга Березанская и не старый помещик Смирнов – Герман Юкавский). Камерный музыкальный театр им. Б.Покровского (Москва, 2009)

 

 

 Сергей Кортес. Сцена из балета «Кто Я?». Постановка Большого театра Беларуси (Минск, 2015)


Особая страница в судьбе Сергея Кортеса – его руководство Национальным оперным театром. С 1991 он занимал пост директора и художественного руководителя (с 1993) Государственного академического театра оперы и балета Республики Беларусь. В 1996 – 2002 был директором и художественным руководителем Национального Академического театра оперы Республики Беларусь. За эти годы отечественный оперный театр полностью поменял вектор своего развития. Был заметно усилен национальный акцент в репертуаре, классические оперы стали петь на языке оригинала, театр начал осуществлять ежегодные гастроли по всем странам мира, благодаря новым режиссерским постановкам, в непростые экономические годы ему удалось вернуть зрителя в оперу.

 

Сергей Кортес. 2010-е 

 

Последние годы жизни композитор работал в камерных жанрах, писал музыку к драматическим спектаклям, начинал работу над крупными театральными произведениями, оставшимися в набросках, активно участвовал в фестивальных проектах, вел класс композиции и инструментовки в Белорусской государственной академии музыки.

Наталия Ганул,
кандидат искусствоведения, доцент

 

  

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ