11 марта в честь 100-летия легендарной народной артистки СССР Тамары Николаевны Нижниковой (1925 − 2018), в белорусском Большом состоится показ оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник». Розина − одна из самых знаковых ролей в репертуаре выдающейся певицы, ее «визитная карточка».
В фойе театра будет экспонироваться совместная выставка Большого театра Беларуси и Музея истории театральной и музыкальной культуры, посвященная творческому наследию Тамары Нижниковой. Этот вечер станет особой данью уважения выдающейся певице, чьё имя навсегда вошло в историю белорусской культуры.
За годы своей исполнительской карьеры в театре певица создала множество запоминающихся образов, среди которых Джильда, Виолетта («Риголетто», «Травиата» Дж. Верди), Лакме («Лакме» Л. Делиба), Лейла, Микаэла («Искатели жемчуга», «Кармен» Ж. Бизе), Антонида («Иван Сусанин» М. Глинки), Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини) и другие.
Помимо классических произведений, Тамара Нижникова активно сотрудничала с белорусскими композиторами, воплощая образы в национальных операх. Партии многих героинь писались композиторами с расчетом на талант и самобытность певицы, которая вносила в музыкальное исполнение личностную интерпретацию, добавляя уникальные оттенки, детали и артистические находки, которые невозможно передать с помощью нотной записи.
Тамару Нижникову можно с полным правом назвать соавтором ряда белорусских сочинений. Яркими примерами являются Маринка («Маринка» Г. Пукста), Ирина («Колючая роза» Ю. Семеняко), Марфочка («Девушка из Полесья» Е. Тикоцкого) и Баба-лопотуха («Михась Подгорный» Е. Тикоцкого). Композитор Евгений Карлович Тикоцкий называл Тамару Николаевну белорусским соловушкой. Ее кристально чистое колоратурное сопрано, необыкновенная музыкальность, безукоризненное владение голосом, великолепные актерские данные завораживали зрителей.
Честь, совесть, достоинство были неотъемлемыми чертами характера Тамары Нижниковой, что сделало её примером для нескольких поколений. По воспоминаниям коллег, она никому не желала зла и не мечтала о славе, считала, что чем больше у артиста наград – тем больше у него ответственности перед собой и публикой.
В 1964 году Тамара Николаевна начала преподавать в Белорусской государственной консерватории, а с 1976 года по 1986 возглавляла кафедру сольного пения, где работала более полувека и подготовила множество ведущих солистов музыкальных театров, концертных организаций Беларуси и других стран мира.
Яркое дарование и безмерная преданность искусству Тамары Нижниковой оставили неизгладимый след в истории белорусской культуры.
А ее доброжелательное отношение к людям, невероятный оптимизм никого не оставлял равнодушным.
11 марта роли в спектакле исполнят ведущие солисты оперы:
Граф Альмавива – Юрий Городецкий
Фигаро – Денис Янцевич
Бартоло – Дмитрий Капилов
Розина – Татьяна Гаврилова
Базилио – Андрей Валентий
Берта – Марина Лихошерст
Фиорелло – Руслан Маспанов
Офицер – Святослав Сахаров
За дирижерским пультом – маэстро Владимир Оводок