Есть в мире оперного искусства имена, которые не просто запоминаются — становятся символами мастерства и вдохновения. Такой осталась в памяти Ирина Семеновна Шикунова, чья жизнь была посвящена служению музыке, сцене и педагогике. Её путь — это история о том, как простая девочка с Любанщины смогла покорить самые высокие вершины оперного искусства и оставить неизгладимый след в истории белорусской культуры.
Первые шаги к сцене
В 17 лет красивая и голосистая девушка впервые переступила порог Белорусской государственной консерватории. У неё не было профессиональной подготовки, но природа щедро наградила её всеми качествами, необходимыми для успеха: голосом, красотой, музыкальностью, драматическим талантом. Это был лишь первый шаг к тому, что позже станет яркой и насыщенной карьерой.
После окончания консерватории судьба привела её на сцену Государственного театра оперы и балета Беларуси. Обладательница нежного лирического сопрано воплотила на сцене тридцать ведущих партий. Её исполнение было безупречным, а репертуар − удивительно разнообразным: он включал образы из национальных и классических опер, таких как Марфочка и Оксана («Алеся» Е. Тикоцкого и «Когда опадают листья» Ю. Семеняки), Ирина и Клава («Седая легенда» Д. Смольского и «Дорогой жизни» Г. Вагнера), Мзия и Наталья («Миндия» О. Тактакишвили и «В бурю» Т. Хренникова), Эльза и Графиня («Лоэнгрин» Р. Вагнера и «Женитьба Фигаро» В. А. Моцарта), Купава и Марфа («Снегурочка» и «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Дездемона, Елизавета и Виолетта («Отелло», «Дон Карлос» и «Травиата» Дж. Верди), Лиза и Маргарита («Пиковая дама» П. Чайковского и «Фауст» Ш. Гуно) и многие другие. Образ Ирины в опере «Седая легенда» Д. Смольского принес ей Государственную премию БССР.
Сценическая магия Ирины Шикуновой
На сцене певица была яркой, искренней, непринужденной. Её голос очаровывал, а игра трогала до глубины души. Дирижеры ценили её за безукоризненную чистоту интонации и точность в передаче музыкального текста, режиссеры — за дисциплину, актерский талант и преданность своему делу. Публика же любила её за то, что каждое выступление становилось живым диалогом с залом, полным эмоций и страсти.
Международное признание
Ирина Шикунова не ограничивалась рамками родной страны. Она стажировалась в знаменитом миланском театре Ла Скала, выступала на лучших сценах Советского Союза и гастролировала за рубежом. Её имя стало известным далеко за пределами Беларуси.
Педагогическое призвание
После завершения сценической карьеры Ирина Семеновна вернулась в свою альма-матер, чтобы передать знания и опыт молодому поколению. Почти тридцать лет она была доцентом на кафедре пения Белорусской государственной академии музыки, воспитав несколько поколений талантливых артистов. Среди её учениц — Елена Золова, Татьяна Петрова, Лидия Кузьмицкая, Тамара Ремез, Елена Сало, Светлана Стародетко…
18 марта 2025 года в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского, посвященной 85-летию Ирины Шикуновой, примет участие солист Мариинского театра и Московского музыкального театра «Геликон-опера» Иван Гынгазов. Он исполнит партию Германа, одного из самых сложных и драматических образов оперного репертуара. Этот спектакль станет ещё одним напоминанием о том, как важно сохранять и развивать лучшие традиции оперного искусства, которыми так щедро делилась с миром Ирина Шикунова.
Партии в спектакле также исполнят:
Графиня – Оксана Якушевич
Лиза – Анастасия Москвина
Граф Томский – Владимир Громов
Князь Елецкий – Андрей Логвинов
Полина – Оксана Волкова
Чекалинский – Александр Гелах
Сурин – Андрей Селютин (1-е исп.)
Чаплицкий – Виктор Менделев
Нарумов – Владислав Зозулько
Гувернантка – Марина Мороз (1-е исп.)
Маша – Мария Булда (1-е исп.)
Распорядитель – Андрей Матюшонок
Прилепа – Клавдия Потемкина (1-е исп.)
Дирижер – Артем Макаров