Большой театр Беларуси
Большой театр Беларуси
Пастораль, впервые представленная публике в 1718 году, рассказывает простую, но пронзительную историю, в основе которой – древнегреческий миф: циклоп Полифем, безответно влюбленный в морскую нимфу Галатею, в порыве ревностного отчаяния убивает ее возлюбленного – юного Ациса. Но любовь Галатеи – сильнее смерти: она превращает погибшего юношу в реку, даруя ему новую жизнь.
Эта опера впервые появится на сцене Большого театра. Хотя белорусский зритель уже знаком с отдельными ее фрагментами – они звучали в камерных концертах, а также в рамках фестиваля «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» в Фарном костеле Несвижа.
Над постановкой работают: дирижер-постановщик Виталий Грищенко, режиссер-постановщик Наталья Барановская, художник-постановщик Любовь Сидельникова, хормейстер-постановщик Сергей Агранович, балетмейстер-постановщик Анастасия Голешева.
«Музыка барокко – целый уникальный многомерный мир, и каждый из слушателей находит в нем что-то, необходимое только ему в данный момент жизни. Приступив к подготовке постановки, я погрузилась в мир благородных образов музыки Генделя – говорит Наталья Барановская, – и влюбилась. Не скрою, раньше красота музыки барокко не была мне особо близка. Думаю, что тогда я не была внутренне готова к ней, наверное, мне нужно было «вырасти» до уровня этой великой музыки». И добавляет, раскрывая философский замысел спектакля: «Ацис и Галатея – история о великой животворящей силе любви, способной преодолеть Смерть и войти в Историю».
В спектакле заняты ведущие солисты оперы: обладатели медали Франциска Скорины Татьяна Гаврилова и Юрий Городецкий, лауреаты международных конкурсов Кирилл Панфилов, Анастасия Михновец, Андрей Матюшонок, Руслан Маспанов. «У каждого певца – свой путь к герою, свой внутренний образ. Я не стремлюсь к одинаковости: важно, чтобы каждый привнес в роль частичку себя», – подчеркивает режиссер.
Опера Генделя прозвучит в исполнении камерного состава оркестра. Талантливые музыканты станут соавторами замысла дирижера и режиссера.
Визуальный мир спектакля, созданный главным художником театра Любовью Сидельниковой, раскрывает суть мифа через тонкую игру цвета и света. Галатея и Ацис облачены в светлые цвета – белый и голубой, в то время как Полифем предстает в глубоких темных тонах с холодным отливом. Его внутренний хаос – ревность и ярость – обретают плоть: их олицетворяют два артиста балета, чья пластика и движения станут неотъемлемой частью драматургии. Над хореографией работает Анастасия Голешева.
Особую роль в спектакле отведена хору, который выступает в духе древнегреческого хора-повествователя. «Хор говорит по-русски, – поясняет Наталья Барановская. – Он ведет зрителя сквозь действие, не нарушая ни драматургической логики, ни поэтической атмосферы спектакля».
Образы нимф – подруг Галатеи – воплотят артистки Детской студии театра, чье участие придаст постановке особый лирический характер.
«Моя главная задача – создать атмосферу, способную оторвать зрителя от повседневности, – говорит режиссер. – Барочная музыка не терпит суеты. Она требует внутреннего замедления, присутствия, глубокого слушания. И если после спектакля человек хоть немного изменится внутри – значит, мы достигли цели… Абсолютно неважно, в каком мире или измерении разворачивается действо… Перед нами – вечные, общечеловеческие вопросы – о любви и ревности, о боли утраты и силе надежды, о том, как хрупка жизнь… Именно поэтому классика бессмертна: время меняется, обстоятельства трансформируются, но внутренние переживания человека – его страхи, мечты, порывы и сомнения – остаются. И пока мы узнаем себя в древних мифах, они продолжают жить…»
Наталья Барановская наполнила спектакль тонкими режиссерскими решениями и неожиданными художественными ходами, часть из них пока остается тайной. Их зрители откроют для себя на премьере. Одно можно сказать с уверенностью: режиссер вновь удивит.
Опера «Ацис и Галатея» станет ярким музыкальным событием в программе XV Минского международного Рождественского оперного форума.
