Новости

В день рождения музыкального солнца

 

 

 

Как–то в солнечный день я шел по Арбату и увидел необычного человека.
Он нес в себе вызывающую силу и прошел мимо меня, как явление.
В ярких желтых ботинках, клетчатый, с красно-оранжевым галстуком.
Я не мог не обернуться ему вслед — это был Прокофьев.

Святослав Рихтер

 

«Солнечный гений» – это определение закрепилось за Сергеем Прокофьевым давно и практически стало его псевдонимом.

 

Артур Рубинштейн о Прокофьеве: «Лучше всего я постигаю Солнце благодаря нескольким гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знакомым. Король-Солнце сказал: “Государство – это я!” Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать: “Солнце – это я!”

 

А. Раскатов о Прокофьеве: «Творчество Прокофьева… явление настолько гармоничное, что даже удивительно, как XX, "вывихнутый в суставах век", смог породить нечто подобное… Этот солнечный свет был неистребим, и Прокофьев пронёс его через все коллизии своей нелёгкой жизни»

 

Пожалуй, большинство музыкантов наградило бы титулом «композитора – солнца» всего двух претендентов – Прокофьева и Моцарта. В их творчестве настолько много схожего, что это сравнение давно стало своего рода непреложной истиной – та же ясность композиторской мысли, та же логичность конструкций, те же чёткость интонационных линий, остроумие и безупречность музыкальных характеристик... И при этом – совершенно самобытное звучание, стиль, который угадывается безошибочно. Стиль, ставший эталонным для своей эпохи.

 

Сергей Прокофьев, с его страстью всё записывать и документировать, описал дату своего рождения со всей подробностью: «родился я (по старому стилю) 11 апреля, в среду в 5 часов дня. Это выходило – спустя сто дней в году. По новому стилю 11 апреля равнялось 23-му, не 24-му, как ошибочно высчитали некоторые», предваряя кратко, но скрупулёзно выписанной общественно-культурной ситуацией на дату своего рождения: «я родился в 1891 году. Четыре года назад умер Бородин, пять лет назад – Лист, восемь – Вагнер, десять – Мусоргский. Чайковскому осталось два с половиной года жизни, он кончил Пятую симфонию, но не начал Шестой. Римский-Корсаков недавно сочинил "Шехеразаду" и собирался приводить в порядок "Бориса Годунова". Дебюсси было двадцать девять лет, Глазунову – двадцать шесть, Скрябину – девятнадцать, Рахманинову – восемнадцать, Равелю – шестнадцать, Мясковскому – десять, Стравинскому – девять, Хиндемит не родился совсем. В России царствовал Александр III, Ленину был двадцать один год, Сталину – одиннадцать». Как известно, Прокофьев умер в один день со Сталиным, и это не единственное немузыкальное обстоятельство его биографии, сделавшее фамилию композитора нарицательной: так, в юридической среде широко известен «казус Прокофьева», за которым – сложные и даже трагические перипетии сразу нескольких судеб.

 

Жизнь «солнечного гения» не была простой, как не стала простой и его музыка. Прирождённый новатор, Прокофьев всегда открывал новые звуковые пути и не всегда был понят и принят как широкой публикой, так и академической средой. Вундеркинд, выросший в искусного мастера, он мог написать по-детски легко и по-учёному недоступно. Экстраверт и оптимист, он искренне поверил в подъём масс и вернулся в СССР, чтобы стать Первым советским композитором. Сильный шахматист, он мог сохранять трезвость суждений даже в условиях советской действительности довоенного, военного и послевоенного времени и знал, что многие ходы можно продумать заранее, но число комбинаций настолько велико, что нужно быть способным к неожиданным решениям. Альфред Шнитке сказал о нём: «этот человек, конечно же, знал ужасную правду о своем времени. Он лишь не позволял ей подавить себя… Наверное, природа подарила ему иные основы и иные точки отсчета, чем подавляющему большинству других людей».

 

Его музыка стала солнцем, дающим благодатный свет и обжигающим жаром, видным издали и не допускающим прямого взгляда, известным каждому, но по-прежнему необъяснимым.

 

23 апреля, в день 130-летия Сергея Прокофьева, Большой театр Беларуси наполнится звуками музыки Солнечного гения. На основной сцене оживёт великая шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», а Камерный зал им. Л.П.Александровской приглашает на программу, по своей изысканности и академической строгости достойную стать приношением классику музыки ХХ века: камерно-инструментальная музыка в исполнении «Vivat-quartet».

 

Струнный квартет Большого театра Беларуси «Vivat-quartet» был создан ведущими артистами оркестра театра. Все участники являются лауреатами международных конкурсов: Анита Малюгина (скрипка), Ирина Маслова (скрипка), Владимир Химорода (альт), Александр Иванов (виолончель). Квартет выступает в академическом формате, представляя программы камерно-инструментальной музыки, участвует в гала-концертах, а также фестивалях и крупных проектах Большого театра Беларуси, гастролирует в нашей стране и за рубежом. 

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ