8 мая в Большом театре Беларуси традиционно состоится праздничный концерт, посвященный Дню Победы. Песни о Родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде давали духовную силу, помогали нашему народу выжить, выстоять и победить. Каждая из песен, созданных в годы войны, имеет свою историю.
Концерт откроет «Священная война». История этого произведения началась 24 июня 1941 года, когда газеты «Известия» и «Красная Звезда» опубликовали стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Музыку сочинил руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Александров. С октября 1941 года и до конца Великой Отечественной войны песня звучала каждое утро после боя курантов по всесоюзному радио. Призыв «Вставай, страна огромная!» вдохновлял советских людей изо всех сил противостоять захватчикам.
В концерте прозвучит и знаменитый «Случайный вальс». Стихотворение Евгения Долматовского «Танцы до утра» было впервые опубликовано в одном из номеров газеты «Красная Армия» за 1942 год. А затем, в декабре 1942 года поэт встретил в районе Сталинграда композитора Марка Фрадкина. Написанная Фрадкиным и Долматовским в вагоне военного эшелона песня изначально называлась «Офицерский вальс», впоследствии название было изменено на «Случайный вальс».
Конечно же, зрители услышат «Синий платочек». Музыка была написана в 1940 году композитором Ежи Петерсбурским. Несколько вариантов стихов были написаны разными поэтами. Во время войны к Клавдии Шульженко, выступавшей перед военными, подошел молодой лейтенант, сказал, что его зовут Михаил Максимов и что он написал новые слова на мотив «Синего платочка». Наивные и искренние строки Максимова певице очень понравились. Вечером того же дня она исполнила песню Ежи Петербургского на слова Максимова. Через неделю о песне знал весь Волховский фронт. Через два месяца — вся передовая… и весь тыл.
Слова песни «В землянке» написаны практически под пулями. Осенью 1941 корреспондент «Красноармейской правды» Алексей Сурков вместе с другими журналистами отправился на линию фронта. Начавшийся обстрел из минометов вынудил офицеров и журналистов засесть в блиндаже. В минутное затишье им удалось благополучно пройти минное поле и переправиться через речку по еще тонкому льду под возобновившийся минометный обстрел. Когда Сурков добрался до своих, вся его шинель оказалась посеченной осколками. Корреспонденты были размещены в землянке. Все были очень уставшими, устроились около печки, кто-то начал играть на гармони. Сурков стал делать наброски для репортажа, но получились стихи. В феврале 1942 года в редакцию газеты «Фронтовая правда» зашел композитор Константин Листов, искавший тексты для песен. Работавший там Сурков вспомнил о написанных стихах, оформил их набело и отдал музыканту. Через неделю композитор вернулся в редакцию и, взяв гитару исполнил новую песню, которая была опубликована в газете «Комсомольская правда» в марте 1942 года. И вскоре пошла по фронту. Ее исполняли солдаты, фронтовые творческие коллективы, в том числе она вошла в репертуар знаменитой Лидии Руслановой.
Слова песни «Соловьи» также родились на фронте. Однажды, когда Василий Соловьев-Седой работал в Москве над опереттой «Верный друг», дверь номера гостиницы распахнулась и на пороге появился Алексей Фатьянов. Он приехал с фронта, ему дали отпуск специально, чтобы он написал с композитором две песни на тексты, которые военный поэт придумал под грохот канонады: «Ничего не говорила» и «Соловьи». Соловьев-Седой сел за пианино, музыка родилась быстро, а потом композитор и поэт позвали к себе соседей по гостинице как первых слушателей. Одобрение было полным, а генерал из соседнего номера даже стал их соавтором, предложив заменить в «Соловьях» одно слово: «Пусть солдаты (а не «ребята», как было сначала) немного поспят».
Поводом к созданию песни «Эх, дороги» была созданная режиссером Сергеем Юткевичем в ноябре 1945 года театрализованная концертная программа «Весна победная». Для этой постановки композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин написали песню на тему «Под стук колес», ее первым исполнителем был Иван Шмелев. Впоследствии авторы переработали песню, превратив ее в самостоятельное, независимое от спектакля произведение.
Когда нацисты были повержены, советские композиторы написали великолепные послевоенные песни о Великой победе в Отечественной войне. В программе концерта будут представлены произведения разных десятилетий. Песни Александры Пахмутовой и Булата Окуджавы, Евгения Мартынова и Владимира Оловникова, Игоря Лученка и Александра Розенбаума появились после войны. Истории многих из них нам хорошо известна, также как история создания песен из знаменитых кинофильмов «Белорусский вокзал» («Нам нужна одна победа»), «Тишина» («На безымянной высоте»), «Небесный тихоход» («Потому что мы пилоты») и др.
Советские композиторы в последующие годы достойно продолжили традицию написания патриотических произведений, которые воспитывали новые поколения и помогали сохранять память о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. В числе таких песен, конечно же, «День Победы», написанная 1975 году к 30-летию Великой Победы поэтом Владимиром Харитоновым – участником Великой Отечественной войны – и представителем послевоенного поколения композитором Давидом Тухмановым. Эта песня завершит концерт.
Зрители смогут видеть на бегущей строке текст всех песен и исполнять их вместе с артистами. В этот вечер на сцене выступят: народные артисты Беларуси Нина Шарубина и Василий Ковальчук, заслуженные артисты Республики Беларусь Андрей Валентий и Александр Кеда, ведущие мастера сцены Татьяна Петрова, Денис Янцевич, Дмитрий Капилов, Анастасия Храпицкая, Мария Булда, Андрей Матюшонок, Александр Гелах, Александр Михнюк, Виктор Менделев, Андрей Клипо, Клавдия Потемкина, Елена Золова, Анастасия Лурикова, Сергей Лазаревич, Руслан Маспанов, Андрей Селютин, Владислав Зозулько, Дарья Горожанко, Елена Бунделева, Мария Галкина, Ольга Малиновская, Виталий Дубовик, артисты хора, миманса, Детского музыкального театра-студии Большого театра Беларуси.