20 августа Большой театр Беларуси с большим успехом представил оперу «Евгений Онегин» на международном фестивале «Биргитта» в столице Эстонии Таллинне.
Своим выступлением артисты покорили зрителей, которые после спектакля встретили исполнителей овацией, криками «Браво!» и дружным топотом ног, моментально разрушив стереотипы о своем холодном темпераменте. Спектакль, поставленный на сцене белорусского Большого театра еще в 1986 году, а несколько лет назад обновленный (режиссер Александр Прохоренко), в этот вечер, возможно, был как никогда близок к тому, что задумывал сам Чайковский, назвавший своего «Онегина» «лирическими сценами по Пушкину», подчеркнув этим тонкость и камерность музыкального стиля оперы, естественность и искренность исполнения в противовес помпезности и статуарности императорского театра. Небольшая фестивальная сцена, действительно, придала действию интимность и камерность. Акустика не требовала от артистов форсирования звука, заполнявшего все пространство зала, рассчитанного на 1300 мест. И если привыкшие к современным постановкам зрителям потребовалось время для того, чтобы «вжиться» в пространство традиционного «Евгения Онегина», то мастерство белорусских артистов покорило их с первой минуты. Такого сильного ансамбля солистов, по словам публики, среди которой было немало музыкантов и знатоков оперного искусства, они не слышали давно. Солидарными со зрителями оказались и музыкальные критики, оценившие исполнение оперы как «превосходное».
Ведущие партии в спектакле исполнили Анастасия Москвина (Татьяна), Владимир Петров (Онегин), Оксана Волкова (Ольга), Юрий Городецкий (Ленский) и Андрей Валентий (Гремин). Певцы были прекрасны и в сольных номерах, и в ансамблях, продемонстрировав и великолепные голоса, и музыкальность, и прекрасную актерскую игру. Особенно драматично и трогательно прозвучали (и были по достоинству оценены зрителями) сцена письма Татьяны и предсмертная ария Ленского.
Каждый из исполнителей партий второго плана Наталья Акинина (Ларина), Екатерина Михновец (Няня), Александр Гелах (Трике), Сергей Лазаревич (Ротный), Дмитрий Капилов (Зарецкий) наделил свою роль характерными, яркими особенностями, темпераментом, вокальной интонацией, еще раз подтвердив истину о том, что в театре нет маленьких ролей. Отдельных слов заслуживают артисты балета, блестяще исполнившие знаменитые «бальные» сцены в спектакле (хореограф Александра Тихомирова). И даже некоторая «толчея», артистов балета, хора и миманса на ларинском балу была весьма колоритной – ну, не во дворце ведь жили Ларины! Ярко и сочно звучал хор под управлением Нины Ломанович. За дирижерским пультом священнодействовал Андрей Галанов, создавший тонкий, выверенный баланс между оркестром и певцами, между сценой и залом, магнетически увлекший своим искусством слушателей.
Фестиваль «Биргитта» проходит с 2005 года на руинах загадочного Пиритаского монастыря 15 века. От величественного здания до наших дней сохранились лишь массивный фасад, стены, подвалы да старинное кладбище 17 века. Это необычное место создает свою ауру и особое настроение, а сам фестиваль объединяет мистическое таинство средневекового монастыря с «последним словом» современного театра и является знаковым событием для всего Балтийского региона.
На фестивале «Биргитта», история которого началась в 2005 году, выступали многие признанные коллективы. Нынешний (13 – 21 августа) был посвящен памяти известного эстонского дирижера, художественного руководителя фестиваля Эри Класса. В его программу вошли произведения самых разных жанров, среди них музыкально-драматическая постановка «Реквием… и жизнь до этого» на музыку Моцарта от интернационального состава из Эстонии, Бельгии, Германии, Латвии; балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета; комическая опера Моцарта «Так поступают все» молодой оперной труппы Black Cat Opera Company из Великобритании; фламенко-балет Carmen by Bizet испанской труппы Антонио Андраде.
Большой театр Беларуси выступал на фестивале «Биргитта» впервые. Как обещали организаторы фестиваля, «Евгений Онегин» - «это произведение, с легко узнаваемыми мелодиями и очень захватывающей музыкой, проникает прямо в сердца зрителей…» И они не ошиблись. Эмоции, которые подарили публике белорусские артисты, запомнятся надолго. Они уже – часть истории этого священного места.