Архив новостей

"Мир" Елизарьева

 

В середине ноября Валентин Елизарьев начал работу над новой редакцией легендарного балета «Сотворение мира». Увидеть хореографическое полотно мастера можно будет в декабре. Премьера авторской версии спектакля, который живет в Большом вот уже 43 года, назначена на 8 декабря.

 

Музыку к балету сам композитор Андрей Петров написал по мотивам популярных в Союзе рисунков французского художника Жана Эффеля, у которого библейская история Адама и Евы рассказана в юмористическом ключе. В 1971 году на сцене Кировского (теперь – Мариинского) театра появился балет «Сотворение мира», поставленный Натальей Касаткиной и Василием Василёвым. Партию Адама исполнял Михаил Барышников.

 

– Когда я познакомился с музыкальным материалом, мне он показался удивительно глубоким, – говорит художественный руководитель театра, народный артист СССР, профессор Валентин Елизарьев. – И я думал, как можно раскрыть эту тему глобально, придав ей вселенский характер. Как осмелиться и рассказать о человечестве в целом, о том, что его может ожидать в будущем…

 

Как признается Валентин Николаевич, он с упоением работал над спектаклем со своими замечательными соавторами – композитором Андреем Петровым, дирижером Владимиром Мошенским, художником Евгением Лысиком. Кстати, Петров специально для нашего театра создал музыкальную редакцию спектакля. Ведь в оригинале это трехактный балет. Но композитор так воодушевился замыслом Елизарьева, что даже дописывал какие-то фрагменты. А на премьере в Минске в 1976 году, поздравляя артистов и постановщиков, Андрей Петров не мог скрыть своих эмоций и сказал, что этот спектакль можно назвать, пожалуй, самым удачным из всех, что на тот момент существовали в Советском Союзе и за рубежом. Так считали и зрители: на каждом спектакле был аншлаг. Интересная история произошла и на гастролях в Польше. После показа балета «Сотворение мира» на сцене Большого театра в Варшаве к Валентину Елизарьеву с поздравлениями подходили, как бы сейчас сказали, истеблишмент и селебрити. Но одного человека и его слова хореограф помнит до сих пор. На спектакле присутствовал польский кардинал Кароль Войтыла. Тепло улыбаясь, он подошел в Елизарьеву, пожал ему руку и кратко сказал: «Спасибо вам за Бога». Буквально через некоторое время кардинала избрали Римским Папой, которого весь мир знает как Иоанна Павла Второго.

 

– Современного человека всегда будет волновать библейская тема, затронутая в спектакле, – продолжает Валентин Елизарьев. – Бог создал человечество, а уже оно, в свою очередь, создает современный мир, в котором должна жить надежда и существовать гармония… Собираюсь делать новую авторскую редакцию балета, потому что понимаю: поставить спектакль в том виде, в котором он существовал десятилетия, мне неинтересно. Да и в театре сменились поколения артистов, вот от их индивидуальностей и творческих возможностей и буду отталкиваться, чтобы глубже раскрыть тему человека и человечества в целом. Вернуться к этой работе мне невероятно интересно…

 

Дирижер-постановщик новой работы – маэстро Вячеслав Чернухо-Волич. «Для того чтобы оценить масштаб этой постановки, надо вернуться в то общество, в котором мы жили, в общество, в котором упоминание Бога было под запретом, в то время, когда были закрыты храмы всех конфессий и религий, – говорит Вячеслав Иванович. – Тема Сотворения мира – с Богом, ангелами, демонами, адом и раем – была очень смелой. Это был невероятный шаг как со стороны композитора, так и со стороны хореографа. Появление этого спектакля стало революцией, которая произошла в нашем сознании. Это ознаменовало конец эпохи тоталитаризма и атеизма и возвращение всех нас к вечным ценностям – культурным и теологическим. Необходимо осознать, насколько смелы были тогда молодые художники, которые создали это полотно и вынесли его на подмостки Минска, города достаточно спокойного и консервативного. А ведь история, описанная в «Сотворении…», достаточно бунтарская… Остается только сказать: браво, Петров! Браво, Елизарьев!..» 

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ