Архив новостей

«Память о солнце»

 

«Память о солнце» - так называется новый концерт солистов белорусской оперы, который будет представлен 25 октября 2022 года.

 

Заглавием концерта стало стихотворение Анны Ахматовой, ставшее основой одноименного музыкального произведения Сергея Прокофьева, но за этим названием таится целая цепочка подтекстов. Помимо того, что сам вокальный цикл «Пять стихотворений Анны Ахматовой для голоса с фортепиано» начинается со слова «солнце» («Солнце комнату наполнило»), именно таким, «солнечным гением», остался в истории музыки и сам композитор. Но если в истории русской музыки есть признанный «композитор-солнце», то есть в ней и композитор «Без солнца» - Модест Мусоргский, буквально так и называвший свой вокальный цикл, гений, как никто осознававший тягостность бытия и, вместе с тем, сохранивший непосредственность слышания «правды жизни».

 

Цикл «Без солнца» останется за скобками данной программы, но в неё войдут два других цикла М.Мусоргского, ставшие абсолютным прорывом в сфере камерно-вокальной музыки - прорывом границ смыслов, которые могут быть выражены в камерной лирике. «Детская» и «Песни и пляски смерти». Тема детства и тема смерти, безусловно, так или иначе возникали в музыке, но то, каким образом они были представлены Мусоргским, стало новым словом, повлиявшим на все последующие поколения. Реальность детства и реальность смерти - многоликая, игровая и одновременно настоящая.

 

«Детская» (на текст самого композитора) - это мир глазами ребёнка. Не песни, не романсы - вокальные сценки. «Глуп я или нет в музыке, но в «Детской», кажется, неглуп, потому что понимание детей и взгляд на них как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, не должны бы рекомендовать автора с глупой стороны», — писал Мусоргский Стасову. «Детская» была издана в 1873 году (в оформлении Репина) и получила широкое признание у публики. В письме В.Стасову Мусоргский пишет: «В семье милейших Юрковских меня заставили показать деткам мою "Детскую". И обрадовались же детки, а уж маменьки совсем меня захвалили; то же было сделано в Херсоне в семье Бошняков, и тот же эффект, те же восторги».

 

Ребёнок станет центральной фигурой и первой песни следующего цикла, написанного М.Мусоргским -  «Песен и плясок смерти» на слова А.Голенищева-Кутузова. Смерть представлена композитором нетипично для музыкального искусства своего времени - не инфернальный дух и не потусторонняя сила, а совершенно реальный участник действительности. Смерть в трактовке Мусоргского страшна не своим обликом, она не кровожадна и не жестока (как отзывался Г.Свиридов, «Смерть у Мусоргского не зло и не добро. Она — стихия, как и жизнь. В ней нет никакого зла, напротив, она несёт сон, покой, избавление от страданий. В ней отсутствует какой-либо социальный элемент, ребенок, пьяный мужичок, солдат или молодая девушка — все равны перед нею»), смерть у Мусоргского страшна той атмосферой, которая повисает вместе со звуками, смерть у Мусоргского поражает обыденностью трагедии.

 

Мусоргский оказал огромное влияние на развитие музыки в ХХ веке, одним из наиболее ярких продолжателей его вокальных традиции стал Дмитрий Шостакович. В концерте будут представлены два цикла композитора - «Испанские песни» и «Сатиры».

 

Цикл «Испанские песни» - загадочное сочинение композитора, о котором известно немного. Это произведение было создано по предложению знаменитой певицы Зары Долухановой, которое, по одной версии, сама записала и передала композитору подлинные фольклорные мелодии, а по другой - попросила композитора написать песни на стихи молодого испанского юноши, который, будучи ребёнком, был вывезен из Франкистской Испании в СССР, где и вырос; стихи были переведены на русский язык и вот этот, полупрофессиональный поэтический опыт лёг в основу цикла. В «Испанских песнях» нашла отражение «испанская традиция» в русской музыке: колорит, ритмы и мелодика этой южной страны всегда привлекали русских композиторов: испанские увертюры Глинки, романс «Я здесь, Инезилья», «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, испанский танец из «Лебединого озера» Чайковского, и его же «Серенада Дон Жуана».

 

Цикл «Сатиры» на стихи Саши Чёрного, напротив, - один из самых известных вокальных циклов Шостаковича. Написанный в 1960 году, он стал реакцией на открытие в это время имён «запрещённых» поэтов. К.Чуковский говорил, что «Сатиры» — своеобразный дневник эпохи, «где отразился до мельчайших подробностей весь обиход его [Cаши Чёрного] жизни». В стихах 1910-х годов композитор почувствовал что-то близкое той атмосфере, в которой рос он сам и формировался его творческий почерк, атмосфере дерзости литературных экспериментов и резкого юмора, а кроме того, Шостакович определённо видел параллель между стихами, написанными от лица человека, жизнь которого все больше и больше тонула в болоте быта, безденежья и тоски, и своей ситуацией начала 1960-х.

 

Шостакович работал над «Сатирами» быстро и закончил цикл 19 июня 1960 года, посвятив его Галине Вишневской (кстати, именно для этой легендарной певицы Шостакович также оркестровал «Песни и пляски смерти» Мусоргского), она же и стала первой (и эталонной) исполнительницей цикла. В этом цикле, по воспоминаниям самой певицы, композитор ненароком угадал старт её творческой карьеры (оперетта и концертная эстрада), написав произведение «для эстрадной куплетистки с оперным голосом».

 

В этом цикле, несмотря на его сочный юмор, есть художественное «двойное дно». Шостакович здесь ведёт тонкую ироничную игру с музыкальным прошлым, используя цитаты из русской академической музыки: фрагменты из романса Рахманинова «Весенние воды», арии Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского и др., но все эти символы эстетики высокого романтизма иллюстрируют «низкие» жизненные сценки, нарочито неэстетические картинки быта, что заставляет задуматься над тем, что же есть на самом деле любовь, где грань, за которой банальность и низменность жизни превращается в прекрасное в искусстве.

 

Программа концерта «Память о солнце» доказывает, что камерная вокальная лирика - это не только род музыкального искусства, но и сфера философско-эстетической мысли. И, вместе с тем, в ней (следуя завету Мусоргского) «жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона».

 

Вокальные циклы русских композиторов представят Диана Трифонова («Детская» М.Мусоргского), лауреаты международных конкурсов Дарья Горожанко («Песни и пляски смерти» М.Мусоргского), Анастасия Храпицкая («Пять стихотворений Анны Ахматовой» С.Прокофьева и «Сатиры» Д.Шостаковича) и Екатерина Михновец («Испанские песни» Д.Шостаковича). Концертмейстер - лауреат международного конкурса Диана Михнюк.

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ