ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР ПРОЕКТА
ГЛАВНЫЙ ПАРТНЕР ПРОЕКТА
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
Петр Ильич Чайковский открыл для себя историю слепой принцессы Иоланты, прочитав пьесу датского поэта Хенрика Герца «Дочь короля Рене» в журнале «Русский вестник». Композитор был очарован оригинальностью сюжета и лиричностью его написания.
Иоланда - дочь Изабеллы, герцогини Лотарингской, и Рене Анжуйского.
Рисунок XVII века
Чем же покорили герои пьесы композитора? Внутренние их переживания показались Чайковскому вечными, глубоко человечными и близкими ему, несмотря на то, что действие пьесы происходит во Франции середины XV века. Принцесса Иоланта слепа, она не понимает, что такое видеть, так как полностью изолирована от внешнего мира, и никто из находящихся рядом не рассказывает ей, что такое зрение.
Спектакль 1975 года. Иоланта – Л. Кривенок, Лаура – Н. Руднева, Бригитта – Л. Шевченко
Спектакль 2004 года. Иоланта – А. Москвина
Ее отец, король Рене, приглашает мавританского врача Эбн-Хакиа, утверждающего, что он может помочь девушке, и настаивающего на том, что перед лечением нужно рассказать пациентке о ее слепоте. Но король отказывается от «терапии», страдая сам и заставляя переживать всех, любящих Иоланту.
Спектакль 1975 года. Рене – В. Чернобаев, Эбн-Хакиа – В. Генералов, Бертран – Д. Морозов
Несчастлив и Роберт, герцог Бургундский, с которым Иоланта была обручена с детства, хоть они никогда не встречались и молодой человек не знает о ее слепоте. Он направляется в замок короля, чтобы попросить Рене освободить его от обручения, так как влюблен в другую женщину. В этой деликатной миссии его сопровождает друг – граф Водемон.
Спектакль 1952 года
Прежде чем эти двое увидятся с королем, они встречают Иоланту в дворцовом саду. Водемон очарован, заговаривает с девушкой и понимая, что она слепа, в отличие от придворных короля, спрашивает ее об этом напрямую, а затем объясняет, что такое зрение и что такое свет. Иоланта впервые узнает, чем она отличается от других людей.
Спектакль 1975 года
Спектакль 1975 года, Иоланта – И Шикунова, Водемон – А. Дедик
Король Рене приходит в ярость и угрожает убить Водемона, но принцесса уже влюблена. Она соглашается на лечение, если ее отец сохранит жизнь графу Водемону. Юноша, в свою очередь, просит у короля руки Иоланты.
На фото: Водемон – Э. Пелагейченко, Иоланта – М. Гулегина, Король Рене – Я. Петров, Эбн-Хакиа – Н. Моисеенко, 1986 год
Постановка 2004 года, Рене – О. Мельников, Эбн-Хакиа – М. Жилюк
После лечения Эбн-Хакиа слепая принцесса действительно прозревает. В ключевой сцене произведения царит любовь, свет сияет для всех, ложь больше не нужна и никто не должен бояться наказания. Сердца героев озарены любовью, а композитор словно задает философский вопрос: а нужен ли вообще свет, чтобы понять истину? Или же, как позже выразился Антуан де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Спектакль 1952 года
Оперу «Иоланта» Чайковский сочинил в 1891 году, работая параллельно над балетом «Щелкунчик». Либретто подготовил брат композитора Модест Чайковский. «Иоланта» была впервые представлена в составе двойной афиши с балетом «Щелкунчик» в петербургском Мариинском театре 6 (18) декабря 1892 года.
В Большом театре Беларуси опера «Иоланта» Петра Ильича Чайковского была поставлена в 1952, 1975, 1993, 2004 годах.
Нынешнюю постановку осуществляют: дирижер – народный артист Республики Башкортостан Артем Макаров, режиссер – обладатель медали Франциска Скорины Анна Моторная, художник (сценография и костюмы) – Любовь Сидельникова, хормейстер – Сергей Агранович, художник по свету – Евгений Лисицын.
Режиссер-постановщик Анна Моторная:
«Опера «Иоланта» – это безусловный шедевр Петра Ильича Чайковского, лирическая, философская исповедь композитора. Потрясающий материал для взрослых и для юношества».
***
«Петр Ильич смог совершить прорыв в искусстве – он создал оперу, которая в конце XIX века смогла положить начало модерну, в этой опере есть все уровни психодрамы. Сегодня можно было бы сделать актуализированную постановку, однако новый спектакль мы представляем, скорее, в жанре фэнтези…»
***
«В этой опере соединена средневековая французская легенда, символика, мистериальность, православная духовность – опера имеет эффект храмового действа. Это редчайшая опера, приходящая к абсолютно светлому катарсическому финалу. Хочется, чтобы у нас получился красивый долгоживущий спектакль, который поможет приобщить к высокому жанру оперы тех, кто никогда раньше не был в театре».