История Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь

Оперное и балетное искусство Беларуси до открытия Театра оперы и балета.


Театр оперы и балета как самостоятельное культурное объединение сформировался в Беларуси к 30-м годам ХХ века, однако  его появление было подготовлено длительной историей развития музыкально-театрального искусства, насчитывающей не одно столетие.

 

 

Уже к середине XVIII века в разных городах действовал целый ряд профессиональных частновладельческих театров со своими труппами и капеллами – в Несвиже, Слониме, Ружанах, Гродно, Шклове, Могилеве и др., – образованность, художественный вкус и эстетические притязания крупных белорусских магнатов способствовали активному развитию театральной культуры. Ставились в основном французские и итальянские оперы, балеты, авторами же и соавторами новых произведений нередко выступали сами магнаты. Одними из первых белорусских опер стали произведения Яна Давида Голланда, капельмейстера Кароля Станислава Радзивилла (Пане Коханку), “Агатка” (1784, либретто Матея Радзивилла) и “Чужое богатство никому не служит”. Произведение Рафаила Вардоцкого на либретто Михала Тетерского и других педагогов Забельской гимназии “Апалон – заканадаўца, або Рэфармаваны Парнас” – единственный известный сегодня памятник “школьного театра” – также может быть названо одним из первых образцов белорусской оперы.

Заметным явлением не только в белорусской истории, но и в культуре европейского романтизма в целом стала опера (музыкальная драма) Антония Генрика Радзивилла “Фауст”, либретто для которой специально создавалось Иоганном Вольфгангом Гете. Опера была поставлена в Германии и десятилетиями не сходила с театральных подмостков Европы, но на родине композитора ее смогли увидеть лишь в 1999 году.

Важнейшей вехой в развитии национального музыкально-театрального искусства стала постановка “Селянки” (“Идиллии”) Станислава Монюшко на либретто Винцента Дунина-Марцинкевича, осуществленная на сцене Минского городского театра в 1852 году, – постановка, которую принято считать точкой отсчета в создании национальной оперы. В частновладельческих театрах XVIII века организовывались и балетные труппы (в гродненском театре Тызенгауза, несвижском театре Радзивиллов, слонимском театре Огинского, слуцком театре Радзивилла, шкловском театре Зорича), и балетные школы. История становления балета как самостоятельного жанра (и это касается не только Беларуси) специфична тем, что балетная музыка носила прикладной характер. Вероятно, это стало одной из важных предпосылок к тому, что сведения о балетной культуре того времени чрезвычайно фрагментарны. Тем не менее сохранившиеся упоминания говорят о высоком уровне развития балетного искусства.

Имеются сведения о балетном репертуаре XIX века. Как известно, в это время была основана и прославилась балетная труппа “Витебский балет М. Пиона”. В репертуар вошли балеты “Свадьба в Ойцове” К. Курпинского и Ю. Дамсе, “Две статуи” Ю. Эльснера, “Швейцарская молочница” А. Гировеца и М. Э. Карафа ди Колобрано, “Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле” Маковеца, “Антиквар, или Костюмированный бал”, “Мимилья, или Штарийцы”, “Помолвка”, “Театромания, или Озорство любви”.
Открытие в 1890 году в Минске нового здания Городского театра, так называемого зимнего театра, дало мощный толчок подъему музыкальной и театральной культуры. В первый сезон в нем работала высокопрофессиональная труппа под руководством талантливого дирижера В. Сука. В оперной афише было 17 наименований, а многие новинки европейской сцены, такие как “Отелло” Дж. Верди, сразу же были представлены белорусской публике. Кстати, опера П. Масканьи “Сельская честь” была поставлена в Минском городском театре в 1892 году – тогда же, когда она впервые прозвучала в Париже и Варшаве. Это был второй сезон театра, но за короткое время на его сцене было поставлено несколько десятков произведений. В 1904 году постановкой “Сельской чести” в этом зале руководил сам Пьетро Масканьи.
В ХХ веке становление белорусского оперного и балетного искусства было продолжено в теснейшей связи с развитием драматического театра: в творческом коллективе первого белорусского государственного театра со­стояли солисты оперы, хоровая и балетная труппы. Поиск талантливых кадров (солистов, танцовщиков, композиторов) стимулировал появление специальных музыкальных учебных заведений – в 1924 году был открыт Белорусский государственный музыкальный техникум, созданный на базе музыкальной школы (существовала с 1879), в 1925–1926 годы при техникуме открылся балетный класс, а в 1927-1928-м – оперный.

На помощь молодым певцам в их творческой работе пришли выдающиеся педагоги, бывшие солисты Большого театра России В. Цветков и А. Боначич. Первой оперной постановкой техникума стал “Фауст” Ш. Гуно, исполненный на белорусском языке (художественный руководитель А. Бессмертный).

Необходимость обособления музыкального театра от драматического стала очевидной, и в 1930 году на базе оперного и балетного классов в Минске была открыта Белорусская государственная студия оперы и балета, ставшая настоящей школой вокального и хореографического мастерства для молодых белорусских артистов. За три года студия подготовила целую плеяду профессиональных артистов и осуществила постановки опер "Золотой петушок" Н.Римского-Корсакова (1931 - дирижер И.Гитгарц, режиссер В.Тезавровский) и "Кармен" Ж.Бизе (1932 - дирижер И.Гитгарц, режиссер Б.Норд).

 

От открытия до 1960-х годов

25 мая 1933 года был открыт Государственный театр оперы и балета в Минске. Первая постановка – опера Ж. Бизе “Кармен”, роль главной героини исполняла блистательная Лариса Александровская. В этом году зрителям были представлены оперы “Евгений Онегин” и “Пиковая дама” П. Чайковского, “Царская невеста” Н. Римского-Корсакова и первая балетная постановка театра – “Красный мак” Р. Глиэра.


Первое поколение художественно-творческого состава театра – И. Гитгарц (художественный руководитель), Г. Петров (дирижер), О. Борисевич (режиссер), Л. Крамаревский и К. Муллер (балетмейстеры); оперные исполнители – Л. Александровская, Р. Млодек, С. Друкер, И. Болотин, М. Денисов; солисты балета – А. Николаева, Т. Узунова, Ю. Хираско, С. Дречин. Своим стремительным творческим становлением молодой коллектив был во многом обязан крупным мастерам театральной сцены – дирижерам Н. Грубину и В. Пирадову, режиссерам И. Шлепянову и Б. Покровскому, балетмейстерам Ф. Лопухову и А. Ермолаеву, художнику С. Николаеву.

В период с 1933 по 1939 год театр освоил шедевры классического оперного репертуара, среди которых "Князь Игорь" А.Бородина (1934 - дирижер И.Гитгарц, режиссер Б.Чернявский), "Севильский цирюльник" Дж.Россини (1934 -дирижер И.Гитгарц, режиссер О.Борисевич), "Риголетто" Дж.Верди (1935 -дирижер И.Гитгарц, режиссер П.Златогоров), "Тоска" Дж.Пуччини (1937 - дирижер М.Шнейдерман, режиссер П.Златогоров), "Русалка" А.Даргомыжского (1939 - дирижер Н. Грубин, режиссер В.Раппопорт).
 
При театре работала балетная студия, где занимались одаренные дети и участники самодеятельных кружков со всей Беларуси. Балетная труппа театра состояла в то время более чем из 100 артистов, отличавшихся довольно высокой профессиональной подготовкой. Были поставлены балеты "Коппелия" Л.Делиба (1935 - балетмейстер  Ф.Лопухов, дирижер Г. Петров), "Конек-горбунок" Ц.Пуни (1936 - балетмейстер Л.Крамаревский, дирижер Г. Петров), "Лебединое озеро" П.Чайковского (1938 - балетмейстер К.Муллер, дирижер Н.Грубин), "Тщетная предосторожность" П.Гертеля (1939 - балетмейстер К.Муллер, дирижер Н.Балазовский).
 
Одной из главных своих задач театр оперы и балета Беларуси всегда считал создание национального репертуара, и именно белорусским произведением было ознаменовано открытие 10 марта 1939 года нового здания театра, построенного на Троицкой горе по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда - премьерой оперы Евгения Тикоцкого "Міхась Падгорны" (дирижер М.Шнейдерман, режиссер Л.Литвинов). Первым балетным спектаклем, представленным на новой сцене в постановке знаменитого хореографа Касьяна Голейзовского, стал "Бахчисарайский фонтан" Б.Асафьева, открывший новый сезон 1939-1940 годов (дирижер Н.Балазовский). 

30-е годы стали очень плодотворным периодом для театра: помимо подготовки классического репертуара были поставлены три национальные оперы – "У пушчах Палесся" А.Богатырева, "Міхась Падгорны" (2-я редакция) Е.Тикоцкого и "Кветка шчасця" А.Туренкова. Важнейшим событием для национальной культуры и театра стала также постановка первого белорусского балета "Салавей" М.Крошнера по мотивам повести З.Бядули (1939 - балетмейстеры Ф.В.Лопухов и А.Н.Ермолаев, дирижер – М.Э.Шнейдерман; 1951 - балетмейстер К.Муллер, дирижер И.Гитгарц), положившего начало истории балета национальной тематики в Беларуси. Классические движения в сплаве с движениями, свойственными народному танцу придали хореографической лексике первого белорусского национального балета необычайную для того времени новизну, содержательность и национальную характерность.
 
В июне 1940 года эти спектакли с большим успехом прошли в рамках Декады Белорусского искусства в Москве. Свидетельством признания высокого уровня коллектива и его исключительной репутации стало присвоение в этом же году театру звания "Большой" и был награжден орденом Ленина.
 
В начале 40-х были поставлены оперы "Мадам Баттерфляй" ("Чио-чио-сан") Дж.Пуччини (1940 - дирижер М.Шнейдерман, режиссер П.Златогоров), "Сказки Гофмана" Ж.Оффенбаха (1941 - дирижер Н.Грубин, режиссер О.Борисевич), балет "Дон Кихот" Л.Минкуса (1941 – балетмейстер К.Муллер, дирижер Н.Балазовский). Последняя предвоенная премьера театра, "Травиата" Дж.Верди, прошла 22 марта 1941 года (дирижер М.Шнейдерман, режиссер И.Шлепянов).
 
Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) Беларусь была оккупирована немецко-фашистскими войсками, столица подверглась жесточайшим бомбардировкам и была превращена в руины. Многие артисты театра ушли на фронт либо присоединились к партизанскому движению; создавались фронтовые концертные бригады, выдающие артисты выступали на передовой перед солдатами. Театр оперы и балета был эвакуирован в Поволжье России (города Горький и Ковров), где продолжал активную творческую деятельность.
 
Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в Минск и в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперы "Алеся" Е.Тикоцкого (дирижер – М.Шнейдерман, режиссер – Б.Покровский). Это событие ознаменовало возрождение Национального театра оперы и балета Беларуси. После ремонта и реконструкции поврежденного бомбежкой здания театра его работа возобновилась, и очень скоро театр вновь вошел в число признанных лидеров культурного пространства СССР. Яркими событиями в истории национального театрального искусства послевоенного периода стали премьеры балета "Князь-возера" В.Золотарева (1949 - балетмейстер К.Муллер, дирижер И.Гитгарц) и оперы "Кастусь Каліноўскі" Д.Лукаса (1947 - дирижер О.Брон, режиссер В.Шахрай). В 1948 году была осуществлена новая постановка "Лебединого озера" П.Чайковского (балетмейстер К.Муллер, дирижер А.Жоленц)
 
В 50-е годы значительные достижения белорусского театра связаны с интерпретациями оперной классики; поставлены оперы "Иван Сусанин" М.Глинки (1950 -дирижер В.Пирадов, режиссер Б.Мордвинов), "Фауст" Ш.Гуно (1950 -дирижер Т.Коломийцева, режиссер В.Шахрай), "Демон" А.Рубинштейна (1950 - дирижер  Д.Карасик, режиссер В.Шахрай), "Паяцы" Р.Леонкавалло, (1951 -дирижер В.Карпов, режиссер В.Шахрай), "Страшный двор" С.Монюшко (1952 - дирижер Л.Любимов, режиссер Л.Александровская), "Мазепа" П.Чайковского (1952 - дирижер Л.Любимов, режиссер Л.Александровская), "Иоланта" П.Чайковского (1952 -дирижер  Б.Афанасьев, режиссер О.Моралёв), "Борис Годунов" М.Мусоргского (1954- дирижер  Л.Любимов, режиссер Л.Александровская), "Садко"  Н.Римского-Корсакова (1957 -дирижер Л.Любимов, режиссер О.Моралёв) и др.; в 1953 году был поставлен один из популярнейших спектаклей театра, с большим успехом исполнявшийся до 2008 года – опера Дж.Верди "Аида" (дирижер – Л.Любимов, режиссер – Л.Александровская).
 
Среди классических балетов, поставленных в это десятилетие - "Эсмеральда" Ц.Пуни (1951 - балетмейстер С.Дречин, дирижер И.Абрамис), "Жизель" А.Адана (1953 - балетмейстер К.Муллер, дирижер Т.Коломийцева), "Корсар" А.Адана (1957 - балетмейстер С.Дречин, дирижер И.Абрамис), "Баядерка" Л.Минкуса (1959 – балетмейстер Ю.Дружинин, дирижер И.Абрамис), балеты П.Чайковского "Спящая красавица" (1954 - балетмейстер К.Муллер, дирижер И.Абрамис) и "Щелкунчик" (1956 - балетмейстер К.Муллер, дирижер Т.Коломийцева).
 
Важную часть творческого процесса этих лет составили постановки современных произведений – опер "Тихий Дон" И.Дзержинского (июль 1951 -дирижер Л.Худолей, режиссер Б.Мордвинов; ноябрь 1951 (редакция) -дирижер Д.Карасик, режиссер Л.Александровская), "Молодая гвардия" Ю.Мейтуса (1954 -дирижер Т.Коломийцева, режиссер О.Моралёв), "Марынка" Г.Пукста (1955 -дирижер И.Абрамис, режиссер Л.Александровская), "Купальская ноч" (1956 -дирижер Т.Коломийцева, режиссер О.Моралёв) и "Ясны світанак" А.Туренкова (1958 - дирижер Л.Любимов, режиссер Л.Александровская), "Надзея Дурава" А.Богатырева (1956 -дирижер Л.Любимов, режиссер Л.Александровская), балетов "Аповесць пра каханне" (1953 - балетмейстер А.Ермолаев, дирижер Т.Коломийцева) и "Палымяныя сэрцы" В.Золотарева (1955 - балетмейстер А.Ермолаев, дирижер И.Гитгарц), "Падстаўная нявеста" Г.Вагнера (1958 - балетмейстер К.Муллер, дирижер Т.Коломийцева).

 

1960 - 2000-е годы: опера


1960-е годы - период насыщенного развития белорусской музыки и расширения тематической палитры постановок театра. За значительный вклад в белорусскую культуру в 1964 году Государственному ордена Ленина Большому театру оперы и балета Беларуси было присвоено наименование "Академический".
 
В это и последующие десятилетия, наряду с дальнейшим освоением классических мировых шедевров, продолжилось развитие национального оперного и балетного репертуара. Новые образные и стилистические тенденции проявились в творчестве Г.Вагнера, С.Кортеса, Д.Смольского. Склонность к песенной лирике нашла воплощение в произведениях Ю.Семеняко, в частности, в комической опере "Калючая ружа" (1960 - дирижер Л.Любимов, режиссер Ю.Уженцев) — первом произведении такого жанра в Беларуси в 20 веке.
 
В 60-е годы была сформирована основа оперного репертуара, поставлены произведения Дж. Верди "Бал-маскарад" (1961 -дирижер И.Абрамис, режиссер М.Валентинов), "Отелло" (1963 - дирижер И.Абрамис, режиссер Д.Смолич), "Травиата" (1969 - дирижер К.Тихонов, режиссер Д.Смолич), "Аида" (восстановление, 1962 -дирижеры Г.Дугашев, И.Абрамис, режиссер Л.Александровская; 1971 -дирижер Т.Коломийцева, режиссер Л.Александровская), "Отелло" (1963 -дирижер И.Абрамис, режиссер Д.Смолич), "Риголетто" (1968 -дирижер Г.Дугашев, режиссер – Ю.Уженцев), "Трубадур" (1964 -дирижер Т.Коломийцева, режиссер Ю.Уженцев); "Джоконда" А.Понкьелли (1962 - дирижер  И.Абрамис,  режиссер Д.Смолич), "Обручение в монастыре" С.Прокофьева (1962 - дирижер Т.Коломийцева, режиссер Д.Смолич), "Рафаэль" А.Аренского (1963 - дирижер Т.Коломийцева, режиссер Ю.Уженцев), "Любовный напиток" Г.Доницетти (1965 - дирижер Т.Коломийцева, режиссер Ю.Уженцев), "Богема" Дж.Пуччини (1968 - дирижер Т.Коломийцева, режиссер Д.Смолич). Важнейшим событием в истории белорусского театра этого периода стала грандиозная постановка оперы "Орестея" С.Танеева (1963), осуществленная дирижером Т.Коломийцевой и режиссером Д.Смоличем.
 
В 1970-80-е годы традиционная школа вокала, режиссуры и сценографии обогатилась элементами современного театра. Важнейшую роль в этом сыграла деятельность режиссера Семена Штейна, спектакли которого "Зорка Венера" Ю.Семеняко (1970 - дирижер К.Тихонов), "Золотой петушок" Н.Римского-Корсакова (1971 - дирижер К.Тихонов), "Фауст" Ш.Гуно (1972 - дирижер И.Абрамис), "Борис Годунов" М.Мусоргского (1975 - дирижер Я.Вощак) и многие другие отличались разноплановостью, масштабностью и глубиной интерпретации.  Безусловной заслугой С.Штейна стало приобщение белорусского оперного искусства к общеевропейскому оперному процессу, во многом обусловленное профессиональными и личностными качествами режиссера и его постановочной деятельностью за пределами республики.
 
В этот период впервые на сцене театра были поставлены оперы "Дон Жуан" В.А.Моцарта (1973 - дирижер В.Мошенский, режиссер О.Дадишкилиани,) и "Лоэнгрин" Р.Вагнера (1977 - дирижеры Т.Коломийцева и В.Мошенский, режиссер К.Фиртель). Особенно успешным стало исполнение опер "Сельская честь" П.Масканьи (1973 -дирижер Я.Вощак, режиссер С.Штейн) и "Дон Карлос" Дж.Верди (1979 - дирижер Я.Вощак, режиссер М.Изворска-Елизарьева). Среди оперных премьер 1980-х годов выделились два произведения С.Прокофьева: монументальная постановка "Война и мир" (1985 - дирижер Г.Проваторов, режиссер С.Штейн) и первая в СССР постановка "Маддалены" (1989 - дирижер А.Анисимов, режиссер С.Штейн). В 1987 впервые в Беларуси поставлена опера Р.Штрауса "Кавалер роз" (дирижер Г.Проваторов, режиссер Б.Луценко).

Национальный оперный репертуар в эти годы был представлен постановками "Андрэй Касценя" Н.Аладова (1970 - дирижер  К.Тихонов,  режиссер О.Моралёв), массовым и остросовременным по музыкальной и постановочной стилистике спектаклем "Джордано Бруно" С.Кортеса (1977 - дирижер Я.Вощак, режиссер С.Штейн), "Сцежкаю жыцця" Г.Вагнера (1980 - дирижер В.Мошенский, режиссер С.Штейн). Особый успех имела постановка историко-психологической оперы "Сівая легенда" Д.Смольского (1978 -дирижер В.Мошенский, режиссер С.Штейн), - произведения, в 1980 году удостоенного Государственной премии Республики Беларусь. В целом,  в истории белорусской оперы рубеж 1970-80-х годов стал переломным этапом развития. Поставленные на сцене Большого театра Беларуси оперы "Джордано Бруно" С.Кортеса, "Сівая легенда" Д.Смольского, "Сцежкаю жыцця" Г.Вагнера ознаменовали новое понимание жанра, обогащение его музыкально-театральной поэтики, драматургических принципов и языковой стилистики. К 100-летию со дня рождения Я.Коласа свет увидела опера "Новая зямля" Ю.Семеняко (1982 -дирижер А.Анисимов, режиссер С.Штейн). Конец 80-х годов ознаменовался появлением одного из лучших национальных произведений — вдохновенно-романтической оперы "Дзікае паляванне караля Стаха" В.Солтана по повести В.Короткевича (1989 - дирижеры Я.Вощак и А.Анисимов, режиссер В.Цюпа, художник Э.Гейдебрехт), которая также была отмечена Государственной премией Республики Беларусь (1990).
 
Рубеж 1980-90-х годов был отмечен созданием в недрах театра двух важнейших коллективов: в 1989 году для участия детского хора и миманса в спектаклях театра был образован Детский музыкальный театр-студия, артистами которого осуществлена постановка мюзикла "Питер Пэн" А.Будько (1990), имевшего весьма долгую (около 20 лет) сценическую жизнь, а в 1992 была образована "Белорусская капелла", научная, издательская и концертная деятельность которой направлена на возрождение старинной белорусской музыки. За годы деятельности "Белорусской капеллы" были возвращены в научный и культурный обиход ценные архивные материалы, исполнены сотни музыкальных произведений, осуществлены издания нотных сборников, клавиров опер и сборников исследований, записи программ для радио и телевидения.

В 1990-е годы были представлены новые постановочные версии оперных спектаклей, а также впервые на белорусской сцене появились классические зарубежные оперы на языке оригинала. Первыми из таких постановок стали "Тоска" Дж.Пуччини (1991 - дирижер Ю.Кочнев,  режиссер М.Изворска-Елизарьева), "Лючия ди Ламмермур" Г.Доницетти (1999 - концертно-сценическое исполнение, дирижер А.Анисимов), прозвучавшие на итальянском языке. Среди постановок этого периода обращают на себя внимание "Травиата" Дж.Верди (1997 -дирижер А.Анисимов, режиссер С.Цирюк), "Паяцы" Р.Леонкавалло (1999 - дирижер А.Анисимов, режиссер С.Цирюк), "Князь Игорь" А.Бородина (1994 - дирижер А.Анисимов, режиссер Ю.Александров). Одной из наиболее новаторских стали постановки опер "Мастер и Маргарита" Е.Глебова (1992 - дирижер А.Анисимов, режиссер В.Цюпа, художник В.Арефьев), специально возобновленная в 1996 для показа на Республиканском фестивале "Музыка и театр", и "Леди Макбет Мценского уезда" Д.Шостаковича (1994 -дирижер А.Анисимов, режиссер М.Изворска-Елизарьева, художник В.Окунев). В эти годы поставлены белорусские оперы "Князь Наваградскі" А.Бондаренко (1992 - дирижер Н.Колядко, режиссер С.Штейн), "Визит дамы" С.Кортеса (1995 -дирижер Г.Проваторов, режиссер Н.Пинигин,), реализована фонозапись оперы Я.Д.Голланда "Агатка, или Приезд пана"  (1994).
 
Творческая жизнь белорусской оперы начала 2000-х годов обогатилась постановками опер "Трубадур" Дж.Верди (2001 -дирижер А.Анисимов, режиссер  Б.Второв; 2009 -режиссер М.Берглеф, художник – А.Шлиппе), "Борис Годунов" М.Мусоргского (2001 - дирижер А.Анисимов, режиссер Н.Пинигин), "Богема" Дж.Пуччини (2002 - дирижер А.Анисимов, режиссер Г.Исаакян,), "Хованщина" М.Мусоргского (2003 - дирижер Г.Проваторов, режиссер М.Изворска-Елизарьева), детской оперы "Город мастеров" Г.Гладкова. Продолжилась практика концертно-сценического исполнения опер, благодаря чему впервые в Беларуси прозвучала опера "Турандот" Дж.Пуччини (2002 - дирижер В.Волич, режиссер Г.Галковская). Постановка оперы "Хованщина" была отмечена музыкальной общественностью и публикой как серьезная творческая удача коллектива, в апреле 2004 состоялся показ спектакля на Новой сцене Большого театра в Москве. Из новых произведений белорусских композиторов - оперы "Юбилей" (2002 -дирижер В.Волич, режиссер Т.Сальникова) и "Медведь" (2011) С.Кортеса, "Записки сумасшедшего" В.Кузнецова  (2005 - дирижер Л.Лях, режиссер М.Изворска-Елизарьева), "Синяя Борода и его жены" В.Копытько (2006 -дирижер В.Волич, режиссер Г.Галковская) и др.

 

1960 - 2000-е годы: балет
 
Балетный репертуар Большого театра Беларуси также отличается широтой и разнообразием: на протяжении десятилетий существования театра в афише обязательно присутствуют как классические спектакли - своего рода "маркеры" высокого стиля, свидетельства ориентированности белорусской балетной школы на следование классическим традициям, так и новые названия, открывающие зрителю современное искусство м национальные шедевры.
 
Огромный вклад в наследие белорусского балета внес композитор Евгений Глебов. Начиная с 1961 года на сцене театра поставлены его балеты "Мечта" (1961 - балетмейстер А.Андреев, дирижер Л.Любимов), "Альпийская баллада" (1967 - балетмейстер О.Дадишкилиани, дирижер Г.Дугашев), "Избранница" (1969 - балетмейстер О.Дадишкилиани, дирижер Т.Коломийцева), "Курган" (1982 - балетмейстер Г. Майоров, дирижер А. Анисимов), "Тиль Уленшпигель" (1974 - балетмейстер О. Дадишкилиани, дирижер Т.Коломийцева; 2004 ("Легенда об Уленшпигеле") - балетмейстер В.Елизарьев, дирижер В.Волич) и "Маленький Принц" (2016 - балетмейстер А.Тихомирова, дирижер О.Лесун).
 
К балетному жанру обращались многие белорусские композиторы, среди которых Василий Золотарев, Генрих Вагнер, Владимир Кондрусевич, Олег Залетнев и др. Одним из наиболее ярких национальных спектаклей конца ХХ века стал балет Андрея Мдивани "Страсти (Рогнеда)", поставленныйВ.Елизарьевым в 1995 году (дирижер - Г.Проваторов). Драматический контекст истории ІХ-Х веков, сложные духовно-философские вопросы, трагедия главной героини — полоцкой княжны Рогнеды (Гориславы) — ярко и убедительно раскрываются в сценографической монументальности и фресковости спектакля, эмоциональной характеристичности музыки, утонченной чувственности и экспрессивности хореографического рисунка. В 1996 году за постановку балета "Рогнеда" В.Елизарьев был удостоен премии Benois de la Danse. Этот спектакль принес творческому коллективу также Государственную премию Республики Беларусь.
 
Значительное место в белорусском балетном репертуаре Большого театра Беларуси последних десятилетий заняли произведения Вячеслава Кузнецова: в 2000 году был поставлен балет "Макбет" - символико-аллегорическая интерпретация трагедии У.Шекспира, поставленная балетмейстером Н.Фурман (дирижер О.Лесун). Знаковыми событиями стали постановки балетов композитора, посвященных важным фигурам национальной истории - "Князь Витовт" (2013 - балетмейстер Ю.Троян, дирижер В.Волич) и "Анастасия" (2018 - балетмейстер Ю.Троян, дирижер А.Галанов). В обеих постановках авторами во главу поставлен не документальный, а художественно обобщенный подход к воплощению исторических событий: в балетах раскрывается тема личности в истории и акцентируются общечеловеческие ценности – благородство, любовь, высокая мораль, стойкость духа, патриотизм, самопожертвование и нравственная чистота.
 
Определяющее положение в развитии отечественного балетного искусства принадлежит творческой деятельности Валентина Елизарьева. Новаторские взгляды балетмейстера, его смелые, актуальные, полные метафоричности и пластического многообразия постановки с восторгом принимаются во всем мире. Уже первый спектакль "Кармен-сюита" Ж.Бизе - Р.Щедрина (1974 -либретто В.Елизарьева по мотивам А.Блока, дирижер Я. Вощак) стал прорывом к ассоциативной и философской хореографии, к постижению современных средств выразительности. Балеты "Сотворение мира" А.Петрова (1976 - дирижер В.Мошенский, художник Е.Лысик; 1998 (возобновление) - дирижер Л.Лях), "Тиль Уленшпигель" Е.Глебова (1978 - дирижер В.Мошенский, художник Е.Лысик), "Спартак" А.Хачатуряна (1980 - дирижер Я.Вощак, художник Е.Лысик), "Щелкунчик" П.Чайковского (1982- дирижер А.Анисимов, художник Е.Лысик), "Кармина Бурана" К.Орфа (1983 - дирижер Я.Вощак, художник Э.Гейдебрехт), "Болеро" М.Равеля (1984 - дирижер Я.Вощак, художник Э.Гейдебрехт), "Весна священная" И.Стравинского (1986 - дирижер Г.Проваторов, художник Э.Гейдебрехт; 1997 - дирижер Г.Проваторов, художник В.Окунев), "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева (1988 - дирижер Г.Проваторов, художник Э.Гейдебрехт), "Страсти (Рогнеда) А.Мдивани (1995 - дирижер Г.Проваторов, художник В.Окунев) "Жар-птица" И.Стравинского (1998 - дирижер А.Анисимов, художник В.Окунев) продемонстрировали особый тип балетной драматургии, основанной на сквозном развитии действия, на метафоричности и многообразии пластики, на тонком взаимодействии хореографии и музыки со сценографией. В настоящее время ведется активная работа по возобновлению и созданию новых авторских редакций постановок В.Елизарьева.
 

Деятельность Большого театра Беларуси после реконструкции


По окончании 72-го театрального сезона (2004-05 годы) началась реконструкция здания театра. 8 марта 2009 года обновленное здание театра было торжественно открыто, в церемонии открытия принял участие Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. 12 мая 2010 года Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет освятил Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.
Новым этап в деятельности театра, начавшийся после реконструкции, включил такие знаковые события как открытие Камерного зала им. Л.П. Александровской (изначально - Музыкальная гостиная, 2009), создание стажерской группы молодых солистов оперы (с 2011), проведение спектаклей на Малой балетной сцене (с 2012), открытие филиальных площадок Большого театра Беларуси в Могилеве, Новополоцке и Гомеле, включение Большого театра Беларуси в европейскую ассоциацию оперных трупп и фестивалей Opera Europa (2015-2020), а также организация крупных международных творческих проектов, большая часть из которых успешно реализуется в настоящее время.

Яркими театральными премьерами, ознаменовавшими начало новой эпохи театра, стали постановки опер "Трубадур" (2009 -режиссер М.Берглеф, художник А. Шлиппе), "Набукко" (2010 - музыкальный руководитель  В.Плоскина, дирижер В.Волич, режиссер М.Панджавидзе) Дж.Верди, "Тоска" Дж.Пуччини (2010 - дирижер В.Плоскина, режиссер М.Панджавидзе, художник А.Костюченко), "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова (2011 - дирижер В.Плоскина, режиссер С.Цирюк, художник К.Пискунов), "Аида" Дж. Верди (2011 - дирижер В.Волич,                      режиссер М.Панджавидзе, сценография и костюмы по эскизам Е.Чемодурова, художник А.Костюченко), "Севильский цирюльник" Дж.Россини (2011 -дирижер Дж.Марчано, режиссер М.Панджавидзе,                художник А.Костюченко), "Кащей Бессмертный" Н.Римского-Корсакова (2012 - дирижер И.Костяхин, режиссер – Г.Галковская) и др. Важным событием стала постановка второй редакции оперы "Сівая легенда" Д.Смольского (2012 - дирижер В.Плоскина, режиссер М.Панджавидзе, художник А.Костюченко), авторский коллектив которой был удостоен Государственной премии Республики Беларусь.
В июне 2009 прошла премьера белорусской комической оперы "Чужое багацце нікому не служыць" Я.Д.Голланда, реконструированной В.Байдовым и В.Скоробогатовым по аутентичным партитурам композитора Работа была удостоена Специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства.

2010-е годы принесли белорусскому оперному искусству множество значимых премьер, ставших громкими событиями в отечественной культурной жизни: "Турандот" Дж.Пуччини (2013 - дирижер В.Плоскина, режиссер М.Панджавидзе, художник И.Гриневич), "Летучий голландец" Р.Вагнера (2013 - дирижер М.Майрхофер, режиссер Х.-И.Фрай, художник В.Вольский), "Кармен" Ж.Бизе (2015 - дирижер А.Галанов, режиссер Г.Галковская, художник А.Контек), "Пиковая дама" П.Чайковского (2014 - дирижер А.Галанов, режиссер П.Карталов, художник А.Костюченко), "Волшебная флейта" В.А.Моцарта (2017 -дирижер М.Майрхофер, режиссер Х.-Й.Фрай, художник Х.Шергхофер), "Травиата" Дж.Верди (2017 - дирижер А.Галанов, режиссер А.Жагарс), "Богема" Дж.Пуччини (2018 - дирижер В.Плоскина,  режиссер А.Титель, художник Ю.Устинов), "Летучая мышь" И.Штрауса (2019 - дирижер Дж.Марчано, режиссер Г.М.Кереньи,  художники Т.Ракай и А.Дярмати), "Князь Игорь" А.Бородина (2019 - дирижер А.Анисимов, режиссер - Г.Галковская, художник - В.Окунев) и др. Важным творческим опытом для Большого театра Беларуси стала постановка оперы Рихарда Штрауса "Саломея" в новом режиссерском прочтении М.Панджавидзе - в виде оперы с хореографическим прологом на основе произведений Р.Штрауса "Саломея" и "Так говорил Заратустра" (2018 - дирижер В.Плоскина, художник Г.Гуммель, балетмейстеры Ю.Дятко и К.Кузнецов).

В 10-е годы XXI века также активно расширяется балетный репертуар: появляются новые национальные балеты, восстанавливаются и редактируются классические постановки, открываются новые названия и новые имена.  Поставлены балеты "Золушка" С.Прокофьева (2009 -балетмейстер Ю.Пузаков, дирижер В.Плоскина), "Тристан и Изольда" на музыку Р.Вагнера (2010 - балетмейстер Ю. Троян, дирижер Н.Колядко), "Сильфида" Х.Левенскольда (2011 - балетмейстер Н.Долгушин, дирижер В.Плоскина), "Тамар" на музыку М.Балакирева (2011 -хореография Ю. Сморигинаса, балетмейстер А.Лиепа, дирижер В.Плоскина, сценография Л.Бакста), "Жизель" А.Адана (2012 - балетмейстеры Н.Долгушин, А. Тихомирова, дирижер Н.Колядко, художник В. Окунев), "Анюта" В.Гаврилина (2012 -балетмейстер В.Васильев, дирижер В.Плоскина), "Семь красавиц" К.Караева (2013 - балетмейстер Ю.Пузаков), "Любовь и смерть" П.Бюль-бюль оглы (2016 -балетмейстер О.Костель, дирижер Э.Кулиев), "Орр и Орра" М.Крылова (2017 - балетмейстер А.Тихомирова, дирижер А.Иванов), "Анна Каренина" на музыку симфоний П. Чайковского (2019 - хореограф и балетмейстер О.Костель, дирижер - А.Галанов, художники - А.Костюченко, Н.Гурло). На малой сцене театра были поставлены балеты "Зал ожидания" О.Ходоско (2012 - балетмейстер Ю.Дятко), "Кто я?" С.Кортеса (2015 - балетмейстеры Ю.Дятко, К.Кузнецов, дирижер О. Лесун), "Метаморфозы" на музыку И.С.Баха (2012 - балетмейстер О.Костель, дирижер А.Иванов). Афишу Большого театра Беларуси  украсили балеты культового чешского и нидерландского хореографа Иржи Киллиана - "черно-белые" на музыку В.А.Моцарта "Шесть танцев" (2013) и "Маленькая смерть" (2016). Палитру современной белорусской балетной сцены дополнили яркие краски русской хореографии "серебряного века"  - поставленные балетмейстером А.Лиепой балеты в хореографии М.Фокина "Шехеразада" на музыку Н.Римского-Корсакова (2011 - декорации Л.Бакста, дирижер В.Плоскина), "Жар-птица" И.Стравинского (2014 - декорации Л.Бакста, дирижер В.Плоскина), "Петрушка" (2018 - декорации А.Бенуа, дирижер В.Плоскина).

В начале 2020-х годов оперный репертуар пополнился новыми названиями произведений, причём некоторые из них появились в афише театра впервые. Были поставлены: "Виллисы. Фатум" Дж. Пуччини (2020 - режиссёр О.Волкова, дирижёр И.Костяхин, художник Э.Иошпа), "Фауст" Ш.Гуно (2020 - режиссёр А.Моторная, дирижёр А.Иванов, художник В.Окунев), "Самсон и Далила" К.Сен-Санса (2021 - режиссёр О.Волкова, дирижёр О.Лесун, художник Э.Иошпа), "Любовный напиток" Г.Доницетти (2022 - режиссёр А.Моторная, дирижёр О.Лесун, художники - А.Меренков, Л.Сидельникова), камерные оперы "Бастьен и Бастьенна" В.А.Моцарта (2021 - режиссёр Наталья Кузьменкова), "Моцарт и Сальери" Н.Римского-Корсакова (2022 - режиссёр О.Мельников, дирижёр  Ю.Караваев). Долгожданным стало возвращение в афишу знаковой белорусской оперы "Дикая охота короля Стаха" В.Солтана, вновь поставленной в 2021 году (режиссёр А.Моторная, дирижёр А.Иванов, художники А.Меренков, Т.Лисовенко). В детский репертуар включились оперы "Кошкин дом" П.Вальдгардта (2020 - режиссёр Д.Потатурко, дирижёр О.Лесун, художник Е.Шиманович), "Пиноккио" Г.Бруни (2020 - режиссёр Н.Барановская, дирижёр В.Оводок, художник Л.Сидельникова), "История Кая и Герды (Снежная королева)" С.Баневича (2022 - режиссёр А.Моторная, дирижёр Ю.Караваев, художники А.Меренков, О.Мельник-Малахова, Т.Лисовенко).

В начале 20-х годов была проведена важная и кропотливая работа по подготовке новых редакций классического балетного репертуара: в обновлённом виде предстал знаменитый триптих балетов П.Чайковского - "Щелкунчик" (2020 - хореограф и балетмейстер В.Елизарьев, дирижёр В.Чернухо-Волич, художник Е.Лысик), "Лебединое озеро" (2021 - балетмейстер В.Елизарьев, дирижёр В.Оводок, художник В.Окунев), "Спящая красавица" (2022 - балетмейстер В.Елизарьев, дирижёр В.Оводок, худождник В.Окунев), - а также балеты "Жизель" А.Адана (2022 - балетмейстер И.Колб, дирижёр Н.Колядко, художник В.Окунев), "Дон Кихот" Л.Минкуса (2023 - балетмейстер В.Елизарьев, дирижёр Н.Колядко, художник В.Окунев). Появились и редкие для афиши Большого театра Беларуси названия: балет на музыку Э.Грига "Пер Гюнт" (2020 - хореограф и балетмейстер С.Микель, дирижёр А.Анисимов, художник Л.Сидельникова) и впервые поставленный на белорусской сцене "Конёк-Горбунок" Р.Щедрина (2021 - хореограф и балетмейстер Ю.Троян, дирижёр Н.Колядко, художники Л.Сидельникова, Е.Булгакова).

Высокий художественный уровень Большого театра Беларуси в разное время определяли такие известные дирижеры как Иосиф Абрамис, Онисим Брон, Лев Любимов, Татьяна Коломийцева, Ярослав Вощак, Владимир Мошенский, Геннадий Проваторов, Александр Анисимов, Виктор Плоскина; режиссеры Олег Моралёв, Дмитрий Смолич, Юрий Уженцев, Семен Штейн, Вячеслав Цюпа, Маргарита Изворска-Елизарьева; художники Сергей Николаев, Евгений Чемодуров, Павел Масленников, Эрнст Гейдебрехт, Евгений Ждан, Вячеслав Окунев, Александр Костюченко.

В настоящее время в репертуаре Большого театра Беларуси около 90 названий опер и балетов (национальные спектакли, шедевры мировой классики и современные постановки), ежегодно театром осуществляется от 4 до 6 постановок.

Творческие коллективы Большого театра Беларуси активно гастролируют, с искусством артистов  театра знакомы зрители более 30 стран  мира. Руководством театра подписано более 30 меморандумов о сотрудничестве с крупнейшими театрами ближнего и дальнего зарубежья.

 

Проекты Большого театра Беларуси
Большой театр Беларуси выступает организатором ряда крупных творческих проектов

• Большой новогодний Бал в Большом театре (2010 - по настоящее время)
• open-air фестиваль оперного и балетного искусства "Вечера Большого театра в замке Радзивиллов" (2010 - по настоящее время)
• печатное издание – журнал "Партер" (2010 - 2020)
• Минский международный Рождественский оперный форум (2010 - по настоящее время)
• Молодежный оперный форум стран СНГ (2012)
• Международный конкурс Competizione dell’Opera (2012)
• Рождественский благотворительный Бал книги (2013)
• эксклюзивное издание – "Большая энциклопедия Большого театра Беларуси" (2013)
• Минский международный Рождественский конкурс вокалистов (2014, 2015, 2016, 2017, 2018)
• "Большой театр – детям" (2014 - по настоящее время)
• "Балетное лето в Большом" (2014 - по настоящее время)
• конкурс "Новогодняя семейная игрушка" (2014 - по настоящее время)
• "День открытых дверей", приуроченный ко дню рождения театра (2015 - по настоящее время)
• "Молодежные программы Большого" (с 2016)

 

Награды и премии Большого театра Беларуси

Государственная премия Республики Беларусь
2013
Присуждена ведущему мастеру сцены Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Нине Шарубиной за выдающиеся достижения вокального и исполнительского мастерства, имеющие высокую эстетическую ценность и вносящие значительный вклад в белорусскую национальную культуру.

2017
Удостоен творческий коллектив постановки оперы Д.Смольского "Седая легенда" в лице Оксаны Волковой, Анастасии Москвиной, Станислава Трифонова, Сергея Франковского, Нины Ломанович, Александра Костюченко.

Премия Президента Республики Беларусь "За духовное возрождение"
2014
Удостоен коллектив Большого театра Беларуси за создание и постановку балета "Витовт" (музыка В. Кузнецова, хореография Ю.Трояна)

Специальная премия Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства
1998
Удостоен Валентин Елизарьев за достижения в области хореографического искусства и вклад в развитие международных связей Республики Беларусь

2001
Удостоен Валентин Елизарьев за достижения в области хореографического искусства и вклад в развитие международных связей Республики Беларусь

2009
Удостоена творческая группа исполнителей оперы "Чужое багацце нікому не служыць" Я.Д.Голанда,

2012
Удостоена творческая группа оперы "Седая легенда" Д.Смольского

2015
Удостоена творческая группа оперы "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова

2022
Удостоен Владимир Громов за создание высокохудожественных образов в премьерных спектаклях Большого театра Беларуси в 2020 – 2021 гг. 

Республиканский конкурс театрального искусства "Национальная театральная премия"
I Национальная театральная премия (2010)
"Лучший белорусский спектакль" -постановка оперы "Набукко" Дж. Верди
"За вклад в искусство" - Валентин Елизарьев

II Национальная театральная премия (2012)
"Лучший музыкальный спектакль" -постановка оперы "Аида" Дж.Верди

III Национальная театральная премия (2014)
"Лучший оперный спектакль" -постановка оперы "Летучий голландец" Р.Вагнера
"Лучший спектакль балета" -балет "Витовт" В.Кузнецова
"Лучшая режиссерская работа в спектакле оперы" - режиссёр Ханс-Йоахим Фрай за постановку оперы "Летучий голландец" Р.Вагнера
"Лучшая работа балетмейстера в спектакле балета" – Юрий Троян за постановку балета "Витовт" В.Кузнецова
"Лучшая актерская работа в спектакле оперы" - Станислав Трифонов за роль Голландца в опере "Летучий голландец" Р.Вагнера
"Лучшая актерская работа в спектакле балета" – Людмила Хитрова за роль Анны в балете "Витовт" В.Кузнецова

IV Национальная театральная премия (2016)
"Лучший спектакль балета" -постановка балета "Маленький принц" Е.Глебова
"Лучший оперный спектакль" -постановка оперы "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова
"Лучшая мужская роль в спектакле балета" - Константин Героник за роль Маленького принца в одноименном балете Е.Глебова
"Лучшая мужская роль в спектакле оперы" - Станислав Трифонов за роль Григория Грязного в опере "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова
"Лучшая женская роль в спектакле оперы" - Оксана Волкова за роль Кармен в одноименной опере Ж. Бизе
"Лучшая женская роль в спектакле балета" -Людмила Хитрова за исполнение роли Лауренсии в одноименном балете А.Крейна

V Национальная театральная премия (2018)
"Лучший оперный спектакль" -постановка оперы "Богема" Дж. Пуччини
"Лучшая работа сценографа в музыкальном спектакле" - Александр Костюченко за оформление оперы "Тоска" Дж. Пуччини
"Лучшая мужская роль в музыкальном спектакле" -Владимир Громов за роль Марселя в опере "Богема" Дж. Пуччини
"Лучшая женская роль в музыкальном спектакле" -Ирина Еромкина за роль Байджан в спектакле "Любовь и смерть" П. Бюльбюль oглы.

VI Национальная театральная премия (2021)
"Лучший спектакль балета" - постановка балета "Анна Каренина" на музыку П.Чайковского
"Лучший спектакль оперы" - постановка оперы "Фауст" Ш.Гуно
"Лучшая работа дирижера в музыкальном спектакле" – Александр Анисимов за постановку спектакля "Пер Гюнт" на музыку Э. Грига
"Лучшая работа постановщика в музыкальном спектакле" - Анна Моторная за постановку оперы "Фауст" Ш.Гуно
"Лучшая женская роль в музыкальном спектакле" - Ирина Еромкина за роль Анны Карениной в одноименном балете на музыку П. Чайковского 
Специальная премия за вклад в развитие театрального искусства Беларуси "За многолетнее служение сцене" присуждена художественному руководителю Большого театра Беларуси Валентину Елизарьеву

VII Национальная театральная премия (2023)
"Лучший спектакль балета" - постановка балета "Дон Кихот" Л.Минкуса
"Лучший спектакль оперы" - постановка оперы "Дикая охота короля Стаха" В.Солтана
"Лучший спектакль для детей и юношества" - постановка оперы С.Баневича "История Кая и Герды (Снежная королева)"
"Лучшая работа дирижера в музыкальном спектакле" – Юрий Караваев за работу в спектакле "История Кая и Герды (Снежная королева)" С.Баневича
"Лучшая работа постановщика в музыкальном спектакле" - Анна Моторная за постановку опер "Дикая охота короля Стаха" В.Солтана и "История Кая и Герды (Снежная королева)" С.Баневича
"Лучшая работа художника в музыкальном спектакле" - Вячеслав Окунев за работу над балетом "Дон Кихот" Л.Минкуса
"Лучшая женская роль в музыкальном спектакле" - Людмила Хитрова за роль Китри в балете "Дон Кихот" Л.Минкуса

Памятная медаль ЮНЕСКО "Пять континентов"

2014
Награжден Большой театр Беларуси за выдающийся вклад в популяризацию хореографического и оперного искусства во всем мире и по случаю 60-летия членства Беларуси в ООН по вопросам образования, науки и культуры.

Премия Союзного государства в области литературы и искусства
2017-2018
Удостоен художественный руководитель Большого театра Беларуси Валентин Елизарьев за балетные спектакли 1974 – 2017 годов (в том числе «Сотворение мира», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот» и другие).

Другие награды и премии Большого театра Беларуси

2010
Официальный интернет-сайт Большого театра Беларуси завоевал I место в номинации "Культура и искусство" по итогам конкурса на лучший интернет-ресурс "Интернет-премия "ТИБО-2010".

2013
Журнал "Партер" стал победителем IX Национального конкурса печатных средств массовой информации "Золотая литера".

2022
Большой театр Беларуси стал победителем Республиканского конкурса на лучшую организацию проводимой работы государственными организациями, подчиненными Министерству культуры.
Постановка оперы В.Солтана «Дикая охота короля Стаха» была признана лучшим культурным проектом патриотической тематики в номинации «Лучший спектакль музыкального театра».

2023
Коллектив театра удостоен Почётной грамоты Совета Министров Республики Беларусь за высокие творческие достижения, значительный вклад в развитие национального театрального искусства.

АРХИВ НАЦИОНАЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО БОЛЬШОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

История каждого учреждения хранится в документах и подтверждается документами, для этого создаются архивы, в которых по крупицам собираются материалы, отображающие путь становления и развития того или иного учреждения.

В театре оперы и балета создан архив, который собирает, обрабатывает и хранит управленческие, творческие документы, а также документы по личному составу (документы постоянного срока хранения передаются в Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства), временные рамки управленческих и творческих документов охватывают период с 1933 года, а по личному составу с 1942 года.
Особое внимание в театре всегда уделялось сбору и хранению творческих документов, которые являются подтверждением основной деятельности коллектива.

История театра начиналась задолго до его официального открытия. Первой страницей был Белорусский музыкальный техникум, в котором в 1928 году открылся высший оперный класс, его организатором и руководителем являлся Боначич Антон Петрович. На базе этого класса в октябре 1930 года была создана Белорусская студия оперы и балета с целью подготовить в республике открытие театра оперы и балета. В 1933 году студия реорганизована в театр.

В архиве хранятся афиши, программы, фотографии, печатные материалы, начиная с 1926 года и по настоящее время. Много было собрано документов по истории театра, но во время войны все было разграблено и вывезено немецкими оккупантами. После возвращения театра из эвакуации началось его возрождение, ставились новые спектакли, создавались афиши, программы, фотографы запечатляли сценическое действие в фотографиях, писались отзывы. Все это бережно собиралось и хранилось, собиралось и то, что осталось у самих актеров о деятельности театра.

На сегодняшний день театр имеет все официальные архивные материалы и богатейшую коллекцию афиш, программ, фотографий, плакатов, печатных материалов о театре за все годы его существования.

ПАРТНЕРЫ