.

История театра

Театр оперы и балета как самостоятельное культурное объединение сформировался в Беларуси к 30-м годам ХХ века, однако  его появление было подготовлено длительной историей развития музыкально-театрального искусства, насчитывающей не одно столетие История оперного, как и балетного, искусства в Беларуси началась задолго до появления официальных оперных трупп.

 

 

Уже к середине XVIII века в разных городах нашей страны действовал целый ряд профессиональных крепостных театров со своими театральными труппами и капеллами - в Несвиже, Слониме, Ружанах, Гродно, Шклове, Могилеве и др., - образованность, художественный вкус и эстетические притязания крупных белорусских магнатов способствовали активному развитию театральной культуры. Аристократов заботил достойный художественный уровень театров, поэтому ими уделялось большое внимание обучению и воспитанию артистов, для чего приглашались известные европейские капельмейстеры, музыканты и балетмейстеры. Ставились в основном французские и итальянские оперы, балеты, авторами же и соавторами новых произведений нередко выступали сами магнаты. Одними из первых белорусских опер стали произведения Яна Давида Голанда, капельмейстера Кароля Станислава Радзивилла (Пане Коханку), «Агатка» (1784, либретто Матея Радзивилла) и «Чужое багацце нікому не служыць». Заметным явлением в культуре европейского романтизма стала опера (музыкальная драма) Антония Генрика Радзивилла «Фауст», либретто для которой специально создавалось Иоганном Вольфгангом Гёте; опера была поставлена в Германии и десятилетиями не сходила с театральных подмостков Европы, но на родине композитора её смогли увидеть лишь в самом конце ХХ века.

 

Важнейшей вехой в развитии национального музыкально-театрального искусства стала постановка «Селянки» («Идиллии») Станислава Монюшко на либретто Винцента Дунина-Мартинкевича, осуществлённая на сцене Минского городского театра в 1852 году - постановка, которую принято считать точкой отсчёта в создании национальной оперы.

 

В ХХ веке становление белорусского оперного и балетного искусства было продолжено в теснейшей связи с развитием драматического театра: в творческом коллективе первого белорусского государственного театра (ставшего впоследствии Национальным академическим театром им. Я.Купалы) состояли солисты оперы, хоровая и балетная труппы. Поиск талантливых кадров (солистов, танцовщиков, музыкантов, композиторов) стимулировал появление специальных музыкальных учебных заведений — в 1924 был открыт Белорусский государственный музыкальный техникум, созданный на базе музыкальной школы, существовавшей с 1879, в 1925-26 при техникуме открылся балетный, а в 1927-28 — оперный класс.

 

На помощь молодым певцам в их творческой работе пришли выдающиеся педагоги, бывшие солисты Большого театра России В.Цветков и А.Боначич. Первой оперной постановкой техникума стал «Фауст» Ш.Гуно, исполненный на белорусском языке (художественный руководитель А.Бессмертный).

Необходимость обособления от драматического театра стала очевидной, и в 1930 году на базе оперного и балетного классов в Минске была открыта Белорусская государственная студия оперы и балета, ставшая настоящей школой вокального и хореографического мастерства для молодых белорусских артистов. За три года студия подготовила целую плеяду профессиональных артистов и осуществила постановки опер «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова (1931 - дирижёр И.Гитгарц, режиссёр В.Тезавровский) и «Кармен» Ж.Бизе (1932 - дирижер И.Гитгарц, режиссер Б.Норд).

 

25 мая 1933 года был открыт Государственный театр оперы и балета в Минске. Первая постановка -опера Ж.Бизе «Кармен», роль главной героини исполняла блистательная Лариса Александровская. Помимо «Кармен» в этом году зрителям были представлены оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.Чайковского, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова и первая балетная постановка театра — «Красный мак» Р.Глиэра.

 

Первое поколение художественно-творческого состава театра – И.А. Гитгарц (художественный руководитель), Г.Н. Петров (дирижер), О.М. Борисевич (режиссер), Л.В. Крамаревский и К.Н. Муллер (балетмейстеры); оперные исполнители – Л.П. Александровская, Р.В. Млодек, С.Ю. Друкер, И.М. Болотин, М.И. Денисов; солисты балета – А.В. Николаева, Т.С. Узунова, Ю.В. Хираско, С.В. Дречин. Кроме того, своим стремительным творческим становлением молодой коллектив был во многом обязан крупным мастерам русской театральной сцены – дирижерам Н.Б. Грубину и В.И. Пирадову, режиссерам И.Ю. Шлепянову и Б.А. Покровскому, балетмейстерам Ф.В. Лопухову и А.Н. Ермолаеву, художнику С.Ф. Николаеву.

 

В период с 1933 по 1939 год театр освоил классические шедевры оперного репертуара, среди которых «Князь Игорь» А.Бородина (1934 - дирижер И.Гитгарц, режиссер Б.Чернявский), «Севильский цирюльник» Дж.Россини (1934 -дирижер И.Гитгарц, режиссер О.Борисевич), «Риголетто» Дж.Верди (1935 -дирижер И.Гитгарц, режиссер П.Златогоров), «Тоска» Дж.Пуччини (1937 - дирижер М.Шнейдерман, режиссер П.Златогоров), «Русалка» А.Даргомыжского (1939 - дирижер Н. Грубин, режиссер В.Раппопорт).

 

При театре работала балетная студия, где занимались одаренные дети и участники самодеятельных кружков со всей Беларуси. Балетная труппа театра состояла в то время более чем из 100 артистов, отличавшихся довольно высокой профессиональной подготовкой. Были поставлены балеты «Коппелия» Л.Делиба (1935 - балетмейстер  Ф.Лопухов, дирижер Г. Петров), «Конек-горбунок» Ц.Пуни (1936 - балетмейстер Л.Крамаревский, дирижер Г. Петров), «Тщетная предосторожность» П.Гертеля (1939 - балетмейстер К.Муллер, дирижер Н.Балазовский), «Лебединое озеро» П.Чайковского (1938 - балетмейстер К.Муллер, дирижер Н.Грубин).

 

Одной из главных своих задач театр оперы и балета Беларуси всегда считал создание национального репертуара, и именно белорусским произведением было ознаменовано открытие 10 марта 1939 года нового здания театра, построенного по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда на Троицкой горе, - премьерой оперы Евгения Тикоцкого «Міхась Падгорны» (дирижер М.Шнейдерман, режиссер Л.Литвинов). Первым балетным спектаклем, представленным на новой сцене в постановке знаменитого хореографа Касьяна Голейзовского, стал «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, открывший новый сезон 1939-1940 годов (дирижер Н.Балазовский). 

30-е годы стали очень плодотворным периодом для театра: помимо подготовки спектаклей классического репертуара, были поставлены три национальные оперы – «У пушчах Палесся» А.Богатырева, «Міхась Падгорны» (2-я редакция) Е.Тикоцкого и «Кветка шчасця» А.Туренкова. Важнейшим событием для национальной культуры и театра стала также постановка первого белорусского балета «Салавей» М.Крошнера по мотивам повести З.Бядули (1939 - балетмейстеры Ф.В.Лопухов и А.Н.Ермолаев, дирижер – М.Э.Шнейдерман; 1951 - балетмейстер К.Муллер, дирижер И.Гитгарц), положившего начало истории балета национальной тематики в Беларуси. Классические движения в сплаве с движениями, свойственными народному танцу придали хореографической лексике первого белорусского национального балета необычайную для того времени новизну, содержательность и национальную характерность.

 

В июне 1940 года эти спектакли с большим успехом прошли в рамках Декады Белорусского искусства в Москве. Свидетельством признания высокого уровня коллектива и его исключительной репутации стало присвоение в этом же году театру звания «Большой» и был награждён орденом Ленина.

 

В начале 40-х были поставлены «Мадам Баттерфляй» («Чио-чио-сан») Дж.Пуччини (1940 - дирижер М.Шнейдерман, режиссер П.Златогоров), «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха (1941 - дирижер Н.Грубин, режиссер О.Борисевич), балет «Дон Кихот» Л.Минкуса (1941 – балетмейстер К.Муллер, дирижер Н.Балазовский). Последняя предвоенная премьера театра – «Травиата» Дж.Верди, которая прошла 22 марта 1941 года (дирижер М.Шнейдерман, режиссер И.Шлепянов).

 

Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) Беларусь была оккупирована немецко-фашистскими войсками, столица подверглась жесточайшим бомбардировкам и была превращена в руины. Многие артисты театра ушли на фронт либо присоединились к партизанскому движению; создавались фронтовые концертные бригады, выдающие артисты выступали на передовой перед солдатами. Театр оперы и балета был эвакуирован в Поволжье России (города Горький и Ковров), где продолжал активную творческую деятельность.

 

Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в Минск и в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперы «Алеся» Е.Тикоцкого (дирижер – М.Шнейдерман, режиссер – Б.Покровский). Это событие ознаменовало возрождение Национального театра оперы и балета Беларуси. После ремонта и реконструкции поврежденного бомбежкой здания театра его работа возобновилась, и очень скоро театр вновь вошел в число признанных лидеров культурного пространства СССР. Яркими событиями в истории национального театрального искусства послевоенного периода стали премьеры балета «Князь-возера» В.Золотарева (1949 - балетмейстер К.Муллер, дирижёр И.Гитгарц) и оперы «Кастусь Каліноўскі» Дм.Лукаса (1947 - дирижер О.Брон, режиссер В.Шахрай). В 1948 году была осуществлена новая постановка «Лебединого озера» П.Чайковского (балетмейстер К.Муллер, дирижер А.Жоленц)

 

В 50-е годы значительные достижения белорусского театра связаны с интерпретациями оперной классики; поставлены оперы «Иван Сусанин» М.Глинки (1950 -дирижер В.Пирадов, режиссер Б.Мордвинов), «Фауст» Ш.Гуно (1950 -дирижер Т.Коломийцева, режиссер В.Шахрай), «Демон» А.Рубинштейна (1950 - дирижер  Д.Карасик, режиссер В.Шахрай), «Паяцы» Р.Леонкавалло, (1951 -дирижер В.Карпов, режиссер В.Шахрай), «Страшный двор» С.Монюшко (1952 - дирижер Л.Любимов, режиссер Л.Александровская), «Мазепа» П.Чайковского (1952 - дирижер Л.Любимов, режиссер Л.Александровская), «Иоланта» П.Чайковского (1952 -дирижер  Б.Афанасьев, режиссер О.Моралев), «Борис Годунов» М.Мусоргского (1954- дирижер  Л.Любимов, режиссер Л.Александровская), «Садко»  Н.Римского-Корсакова (1957 -дирижер Л.Любимов, режиссер О.Моралев) и др.; в 1953 году был поставлен один из популярнейших спектаклей театра, с большим успехом исполнявшийся до 2008 года – опера Дж.Верди «Аида» (дирижер – Л.Любимов, режиссер – Л.Александровская).

 

Среди классических балетов, поставленных в это десятилетие - «Эсмеральда» Ц.Пуни (1951 - балетмейстер С.Дречин, дирижер И.Абрамис), «Жизель» А.Адана (1953 - балетмейстер К.Муллер, дирижёр Т.Коломийцева), «Корсар» А.Адана (1957 - балетмейстер С.Дречин, дирижер И.Абрамис), «Баядерка» Л.Минкуса (1959 – балетмейстер Ю.Дружинин, дирижер И.Абрамис), балеты П.Чайковского «Спящая красавица» (1954 - балетмейстер К.Муллер, дирижёр И.Абрамис) и «Щелкунчик» (1956 - балетмейстер К.Муллер, дирижёр Т.Коломийцева).

 

Важную часть творческого процесса этих лет составили постановки современных произведений – опер «Тихий Дон» И.Дзержинского (июль 1951 -дирижер Л.Худолей, режиссер Б.Мордвинов; ноябрь 1951 (редакция) -дирижёр Д.Карасик, режиссер Л.Александровская), «Молодая гвардия» Ю.Мейтуса (1954 -дирижер Т.Коломийцева, режиссер О.Моралев), «Марынка» Г.Пукста (1955 -дирижер И.Абрамис, режиссер Л.Александровская), «Купальская ноч» (1956 -дирижер Т.Коломийцева, режиссер О.Моралев) и «Ясны світанак» А.Туренкова (1958 - дирижер Л.Любимов, режиссер Л.Александровская), «Надзея Дурава» А.Богатырева (1956 -дирижер Л.Любимов, режиссер Л.Александровская), балетов «Аповесць пра каханне» (1953 - балетмейстер А.Ермолаев, дирижёр Т.Коломийцева) и «Палымяныя сэрцы» В.Золотарева (1955 - балетмейстер А.Ермолаев, дирижёр И.Гитгарц), «Падстаўная нявеста» Г.Вагнера (1958 - балетмейстер К.Муллер, дирижёр Т.Коломийцева).

 

1960-е годы - период насыщенного развития белорусской музыки и расширения тематической палитры постановок театра. За значительный вклад в белорусскую культуру в 1964 году Государственному ордена Ленина Большому театру оперы и балета Беларуси было присвоено наименование «Академический».

 

В это и последующие десятилетия, наряду с дальнейшим освоением классических мировых шедевров, продолжилось развитие национального оперного и балетного репертуара. Новые образные и стилистические тенденции проявились в творчестве Г.Вагнера, С.Кортеса, Д.Смольского. Склонность к песенной лирике нашла воплощение в произведениях Ю.Семеняко, в частности, в комической опере «Калючая ружа» (1960 - дирижер Л.Любимов, режиссер Ю.Уженцев) — первом произведении такого жанра в Беларуси в 20 веке.

 

В 60-е годы была сформирована основа оперного репертуара, поставлены произведения Дж. Верди «Бал-маскарад» (1961 -дирижер И.Абрамис, режиссер М.Валентинов), «Отелло» (1963 - дирижер И.Абрамис, режиссер Д.Смолич), «Травиата» (1969 - дирижер К.Тихонов, режиссер Д.Смолич), «Аида» (восстановление, 1962 -дирижеры Г.Дугашев, И.Абрамис, режиссер Л.Александровская; 1971 -дирижер Т.Коломийцева, режиссер Л.Александровская), «Отелло» (1963 -дирижер И.Абрамис, режиссер Д.Смолич), «Риголетто» (1968 -дирижер Г.Дугашев, режиссер – Ю.Уженцев), «Трубадур» (1964 -дирижер Т.Коломийцева, режиссер Ю.Уженцев); «Джоконда» А.Понкьелли (1962 - дирижер  И.Абрамис,  режиссер Д.Смолич), «Обручение в монастыре» С.Прокофьева (1962 - дирижер Т.Коломийцева, режиссер Д.Смолич), «Рафаэль» А.Аренского (1963 - дирижер Т.Коломийцева, режиссер Ю.Уженцев), «Любовный напиток» Г.Доницетти (1965 - дирижер Т.Коломийцева, режиссер Ю.Уженцев), «Богема» Дж.Пуччини (1968 - дирижер Т.Коломийцева, режиссер Д.Смолич). Важнейшим событием в истории белорусского театра этого периода стала грандиозная постановка оперы «Орестея» С.Танеева (1963), осуществлённая дирижёром Т.Коломийцевой и режиссёром Д.Смоличем.

 

В 1970-80-е годы традиционная школа вокала, режиссуры и сценографии обогатилась элементами современного театра. Важнейшую роль в этом сыграла деятельность режиссёра Семёна (Самуила) Штейна, спектакли которого «Зорка Венера» Ю.Семеняко (1970 - дирижер К.Тихонов), «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова (1971 - дирижер К.Тихонов), «Фауст» Ш.Гуно (1972 - дирижер И.Абрамис), «Борис Годунов» М.Мусоргского (1975 - дирижер Я.Вощак) и многие другие отличались разноплановостью, масштабностью и глубиной интерпретации.  Безусловной заслугой С.Штейна стало приобщение белорусского оперного искусства к общеевропейскому оперному процессу, во многом обусловленное профессиональными и личностными качествами режиссёра и его постановочной деятельностью за пределами республики.

 

В этот период впервые на сцене театра были поставлены оперы «Дон Жуан» В.А.Моцарта (1973 - дирижер В.Мошенский, режиссер О.Дадишкилиани,) и «Лоэнгрин» Р.Вагнера (1977 - дирижеры Т.Коломийцева и В.Мошенский, режиссер К.Фиртель). Особенно успешным стало исполнение опер «Сельская честь» П.Масканьи (1973 -дирижер Я.Вощак, режиссер С.Штейн) и «Дон Карлос» Дж.Верди (1979 - дирижер Я.Вощак, режиссер М.Изворска-Елизарьева). Среди оперных премьер 1980-х годов выделились два произведения С.Прокофьева: монументальная постановка «Война и мир» (1985 - дирижер Г.Проваторов, режиссер С.Штейн) и первая в СССР постановка «Маддалены» (1989 - дирижер А.Анисимов, режиссер С.Штейн). В 1987 впервые в Беларуси поставлена опера Р.Штрауса «Кавалер роз» (дирижер Г.Проваторов, режиссер Б.Луценко).

 

Национальный оперный репертуар в эти годы был представлен постановками «Андрэй Касценя» Н.Аладова (1970 - дирижер  К.Тихонов,  режиссер О.Морелев), массовым и остросовременным по музыкальной и постановочной стилистике спектаклем «Джордано Бруно» С.Кортеса (1977 - дирижер Я.Вощак, режиссер С.Штейн), «Сцежкаю жыцця» Г.Вагнера (1980 - дирижер В.Мошенский, режиссер С.Штейн). Особый успех имела постановка историко-психологической оперы «Сівая легенда» Д.Смольского (1978 -дирижер В.Мошенский, режиссер С.Штейн), - произведения, в 1980 году удостоенного Государственной премии Республики Беларусь. В целом,  в истории белорусской оперы рубеж 1970-80-х годов стал переломным этапом развития. Поставленные на сцене Большого театра Беларуси оперы «Джордано Бруно» С.Кортеса, «Сівая легенда» Д.Смольского, «Сцежкаю жыцця» Г.Вагнера ознаменовали новое понимание жанра, обогащение его музыкально-театральной поэтики, драматургических принципов и языковой стилистики. К 100-летию со дня рождения Я.Коласа свет увидела опера «Новая зямля» Ю.Семеняко (1982 -дирижер А.Анисимов, режиссер С.Штейн). Конец 80-х годов ознаменовался появлением одного из лучших национальных произведений — вдохновенно-романтической оперы «Дзікае паляванне караля Стаха» В.Солтана по повести В.Короткевича (1989 - дирижеры Я.Вощак и А.Анисимов, режиссер В.Цюпа, художник Э.Гейдебрехт), которая также была отмечена Государственной премией Республики Беларусь (1990).

 

Рубеж 1980-90-х годов был отмечен созданием в недрах театра двух важнейших коллективов: в 1989 году для участия детского хора и миманса в спектаклях театра был образован Детский музыкальный театр-студия, артистами которого осуществлена постановка мюзикла «Питер Пэн» А.Будько (1990), имевшего весьма долгую (около 20 лет) сценическую жизнь, а в 1992 была образована «Белорусская капелла», научная, издательская и концертная деятельность которой направлена на возрождение старинной белорусской музыки.

 

 В 1990-е годы были представлены новые постановочные версии оперных спектаклей, а также впервые на белорусской сцене появились классические зарубежные оперы на языке оригинала. Первыми из таких постановок стали «Тоска» Дж.Пуччини (1991 - дирижер Ю.Кочнев,  режиссер М.Изворска-Елизарьева), «Лючия ди Ламмермур» Г.Доницетти (1999 - концертно-сценическое исполнение, дирижёр А.Анисимов), прозвучавшие на итальянском языке. Среди постановок этого периода обращают на себя внимание «Травиата» Дж.Верди (1997 -дирижер А.Анисимов, режиссер С.Цирюк), «Паяцы» Р.Леонкавалло (1999 - дирижер А.Анисимов, режиссер С.Цирюк), «Князь Игорь» А.Бородина (1994 - дирижер А.Анисимов, режиссер Ю.Александров). Одной из наиболее новаторских стали постановки опер «Мастер и Маргарита» Е.Глебова (1992 - дирижер А.Анисимов, режиссер В.Цюпа, художник В.Арефьев), специально возобновлённая в 1996 для показа на Республиканском фестивале «Музыка и театр», и «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича (1994 -дирижер А.Анисимов, режиссер М.Изворска-Елизарьева, художник В.Окунев). В эти годы поставлены белорусские оперы «Князь Наваградскі» А.Бондаренко (1992 - дирижер Н.Колядко, режиссер С.Штейн), «Визит дамы» (1995 -дирижер Г.Проваторов, режиссер Н.Пинигин,), реализована фонозапись оперы Я.Д.Голланда «Агатка, или Приезд пана»  (1994).

 

Творческая жизнь белорусской оперы начала 2000-х годов обогатилась постановками опер «Трубадур» Дж.Верди (2001 -дирижер А.Анисимов, режиссер  Б.Второв; 2009 -режиссер М.Берглёф, художник – А.Шлиппе), «Борис Годунов» М.Мусоргского (2001 - дирижер А.Анисимов, режиссер Н.Пинигин), «Богема» Дж.Пуччини (2002 - дирижер А.Анисимов, режиссер Г.Исаакян,), «Хованщина» М.Мусоргского (2003 - дирижер Г.Проваторов, режиссер М.Изворска-Елизарьева), детской оперы «Город мастеров» Г.Гладкова. Продолжилась практика концертно-сценического исполнения опер, благодаря чему впервые в Беларуси прозвучала опера «Турандот» Дж.Пуччини (2002 - дирижер В.Волич, режиссер Г.Галковская). Постановка оперы «Хованщина» была отмечена музыкальной общественностью и публикой как серьёзная творческая удача коллектива, в апреле 2004 состоялся показ спектакля на Новой сцене Большого театра в Москве. Из новых произведений белорусских композиторов - оперы «Юбилей» (2002 -дирижер В.Волич, режиссер Т.Сальникова) и «Медведь» (2011) С.Кортеса, «Записки сумасшедшего» В.Кузнецова  (2005 - дирижер Л.Лях, режиссер М.Изворска-Елизарьева), «Синяя Борода и его жены» В.Копытько (2006 -дирижер В.Волич, режиссер Г.Галковская) и др.

 

Балетный репертуар Большого театра Беларуси также отличается широтой и разнообразием: на протяжении десятилетий существования театра в афише обязательно присутствуют как классические спектакли - своего рода «маркеры» высокого стиля, свидетельства ориентированности белорусской балетной школы на следование классическим традициям, так и новые названия, открывающие зрителю национальное искусство.

 

Огромный вклад в наследие белорусского балета внёс композитор Евгений Глебов. Начиная с 1961 года на сцене театра поставлены его балеты «Мечта» (1961 - балетмейстер А.Андреев, дирижер Л.Любимов), «Альпийская баллада» (1967 - балетмейстер О.Дадишкилиани, дирижер Г.Дугашев), «Избранница» (1969 - балетмейстер О.Дадишкилиани, дирижер Т.Коломийцева), «Курган» (1982 - балетмейстер Г. Майоров, дирижер А. Анисимов), «Тиль Уленшпигель» (1974 - балетмейстер О. Дадишкилиани, дирижер Т.Коломийцева; 2004 («Легенда об Уленшпигеле») - балетмейстер В.Елизарьев, дирижёр В.Волич) и «Маленький Принц» (2016 - балетмейстер А.Тихомирова, дирижёр О.Лесун).

 

К балетному жанру обращались многие белорусские композиторы, среди которых Василий Золотарев, Генрих Вагнер, Владимир Кондрусевич, Олег Залетнев и др. Одним из наиболее ярких национальных спектаклей конца ХХ века стал балет Андрея Мдивани «Страсти (Рогнеда)», поставленный в Большом театре Беларуси В.Елизарьевым в 1995 году (дирижёр - Г.Проваторов). Драматический контекст истории ІХ-Х веков, сложные духовно-философские вопросы, трагедия главной героини — полоцкой княжны Рогнеды (Гориславы) — ярко и убедительно раскрываются в сценографической монументальности и фресковости спектакля, эмоциональной характеристичности музыки, утонченной чувственности и экспрессивности хореографического рисунка. В 1996 году за постановку балета «Рогнеда» В.Н. Елизарьев был удостоен премии Benois de la Danse. Этот спектакль принёс творческому коллективу также Государственную премию Республики Беларусь.

 

Значительное место в белорусском балетном репертуаре Большого театра Беларуси последних десятилетий заняли произведения Вячеслава Кузнецова: в 2000 году был поставлен балет «Макбет» - символико-аллегорическая интерпретация трагедии У.Шекспира, поставленная балетмейстером Н.Фурман (дирижёр О.Лесун). Знаковыми событиями стали постановки балетов композитора, посвящённых важным фигурам национальной истории - «Князь Витовт» (2013 - балетмейстер Ю.Троян, дирижёр В.Волич) и «Анастасия» (2018 - балетмейстер Ю.Троян, дирижёр А.Галанов). В обеих постановках авторами во главу поставлен не документальный, а художественно обобщённый подход к воплощению исторических событий: в балетах раскрывается тема личности в истории и акцентируются общечеловеческие ценности – благородство, любовь, высокая мораль, стойкость духа, патриотизм, самопожертвование и нравственная чистота.

 

Определяющее положение в развитии отечественного балетного искусства принадлежит творческой деятельности Валентина Елизарьева. Новаторские взгляды балетмейстера, его смелые, актуальные, полные метафоричности и пластического многообразия постановки с восторгом принимаются во всем мире. Уже первый спектакль «Кармен-сюита» Ж.Бизе - Р.Щедрина (1974 -либретто В.Елизарьева по мотивам А.Блока, дирижёр Я. Вощак) стал прорывом к ассоциативной и философской хореографии, к постижению современных средств выразительности. Балеты «Сотворение мира» А.Петрова (1976 - дирижёр В.Мошенский, художник Е.Лысик; 1998 (возобновление) - дирижёр Л.Лях), «Тиль Уленшпигель» Е.Глебова (1978 - дирижёр В.Мошенский, художник Е.Лысик), «Спартак» А.Хачатуряна (1980 - дирижёр Я.Вощак, художник Е.Лысик), «Щелкунчик» П.Чайковского (1982- дирижер А.Анисимов, художник Е.Лысик), «Кармина Бурана» К.Орфа (1983 - дирижёр Я.Вощак, художник Э.Гейдебрехт), «Болеро» М.Равеля (1984 - дирижёр Я.Вощак, художник Э.Гейдебрехт), «Весна священная» И.Стравинского (1986 - дирижёр Г.Проваторов, художник Э.Гейдебрехт; 1997 - дирижёр Г.Проваторов, художник В.Окунев), «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева (1988 - дирижёр Г.Проваторов, художник Э.Гейдебрехт), «Страсти (Рогнеда) А.Мдивани (1995 - дирижёр Г.Проваторов, художник В.Окунев) «Жар-птица» И.Стравинского (1998 - дирижёр А.Анисимов, художник В.Окунев) продемонстрировали особый тип балетной драматургии, основанной на сквозном развитии действия, на метафоричности и многообразии пластики, на тонком взаимодействии хореографии и музыки со сценографией. В настоящее время ведётся активная работа по возобновлению и созданию новых авторских редакций постановок В.Елизарьева.

 

Высокий художественный уровень Большого театра Беларуси в разное время определяли такие известные дирижеры как Иосиф Абрамис, Онисим Брон, Лев Любимов, Татьяна Коломийцева, Ярослав Вощак, Владимир Мошенский, Геннадий Проваторов, Александр Анисимов, Виктор Плоскина; режиссеры Олег Моралев, Дмитрий Смолич, Юрий Уженцев, Семен Штейн, Вячеслав Цюпа, Маргарита Изворска-Елизарьева; художники Сергей Николаев, Евгений Чемодуров, Павел Масленников, Эрнст Гейдебрехт, Евгений Ждан, Вячеслав Окунев, Александр Костюченко.

 

 

По окончании 72-го театрального сезона (2004-05 годы) началась реконструкция здания театра. 8 марта 2009 года обновлённое здание театра было торжественно открыто, в церемонии открытия принял участие Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. 12 мая 2010 года Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет освятил Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.

 

В июне 2009 прошла премьера белорусской комической оперы «Чужое багацце нікому не служыць» Я.Д.Голланда, реконструированной В.Байдовым и В.Скоробогатовым по аутентичным партитурам композитора, удостоенная Специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства.

 

Яркими театральными премьерами, ознаменовавшими начало новой эпохи театра, стали постановки опер «Трубадур» (2009 -режиссер М.Берглёф, художник А. Шлиппе), «Набукко» (2010 - музыкальный руководитель  В.Плоскина, дирижер В.Волич, режиссер М.Панджавидзе) Дж.Верди, «Тоска» Дж.Пуччини (2010 - дирижер В.Плоскина, режиссер М.Панджавидзе, художник А.Костюченко), «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова (2011 - дирижер В.Плоскина, режиссер С.Цирюк, художник К.Пискунов), «Аида» Дж. Верди (2011 - дирижер В.Волич,                      режиссер М.Панджавидзе, сценография и костюмы по эскизам Е.Чемодурова, художник А.Костюченко), «Севильский цирюльник» Дж.Россини (2011 -дирижер Дж.Марчано, режиссер М.Панджавидзе,                художник А.Костюченко), «Кащей Бессмертный» Н.Римского-Корсакова (2012 - дирижер И.Костяхин, режиссер – Г.Галковская) и др. Важным событием стала постановка второй редакции оперы «Сівая легенда» Д.Смольского (2012 - дирижёр В.Плоскина, режиссёр М.Панджавидзе, художник А.Костюченко), авторский коллектив которой был удостоен Государственной премии Республики Беларусь.

 

2010-е годы принесли белорусскому оперному искусству множество значимых премьер, ставших громкими событиями в отечественной культурной жизни: «Турандот» Дж.Пуччини (2013 - дирижёр В.Плоскина, режиссер М.Панджавидзе, художник И.Гриневич), «Летучий голландец» Р.Вагнера (2013 - дирижер М.Майрхофер, режиссер Х.-И.Фрай, художник В.Вольский), «Кармен» Ж.Бизе (2015 - дирижер А.Галанов, режиссер Г.Галковская, художник А.Контек), «Пиковая дама» П.Чайковского (2014 - дирижер А.Галанов, режиссер П.Карталов, художник А.Костюченко), «Волшебная флейта» В.А.Моцарта (2017 -дирижер М.Майрхофер, режиссер Х.-Й.Фрай, художник Х.Шергхофер), «Травиата» Дж.Верди (2017 - дирижёр А.Галанов, режиссёр А.Жагарс), «Богема» Дж.Пуччини (2018 - дирижер В.Плоскина,  режиссер А.Титель, художник Ю.Устинов), «Летучая мышь» И.Штрауса (2019 - дирижер Дж.Марчано, режиссер Г.М.Кереньи,  художники Т.Ракай и А.Дярмати) и др. Важной творческой вехой для Большого театра Беларуси стала постановка оперы Рихарда Штрауса «Саломея» в новом режиссёрском прочтении М.Панджавидзе - в виде оперы с хореографическим прологом на основе произведений Р.Штрауса «Саломея» и «Так говорил Заратустра» (2018 - дирижёр В.Плоскина, художник Г.Гуммель, балетмейстеры Ю.Дятко и К.Кузнецов).

 

В последнее десятилетие также активно расширяется балетный репертуар: появляются новые национальные балеты, восстанавливаются и редактируются классические постановки, открываются новые названия и новые имена.  Поставлены балеты «Золушка» С.Прокофьева (2009 -балетмейстер Ю.Пузаков, дирижер В.Плоскина), «Тристан и Изольда» на музыку Р.Вагнера (2010 - балетмейстер Ю. Троян, дирижер Н.Колядко), «Сильфида» Х.Левенскольда (2011 - балетмейстер Н.Долгушин, дирижер В.Плоскина), «Тамар» на музыку М.Балакирева (2011 -хореография Ю. Сморигинаса, балетмейстер А.Лиепа, дирижёр В.Плоскина, сценография Л.Бакста), «Жизель» А.Адана (2012 - балетмейстеры Н.Долгушин, А. Тихомирова, дирижер Н.Колядко, художник В. Окунев), «Анюта» В.Гаврилина (2012 -балетмейстер В.Васильев, дирижёр В.Плоскина), «Семь красавиц» К.Караева (2013 - балетмейстер Ю.Пузаков), «Любовь и смерть» П.Бюль-бюль оглы (2016 -балетмейстер О.Костель, дирижёр Э.Кулиев), «Орр и Орра» М.Крылова (2017 - балетмейстер А.Тихомирова, дирижёр А.Иванов). На малой сцене театра были поставлены балеты «Зал ожидания» О.Ходоско (2012 - балетмейстер Ю.Дятко), «Кто я?» С.Кортеса (2015 - балетмейстеры Ю.Дятко, К.Кузнецов, дирижёр О. Лесун), «Метаморфозы» на музыку И.С.Баха (2012 - балетмейстер А.Иванов). Афишу Большого театра Беларуси  украсили балеты культового чешского и нидерландского хореографа Иржи Киллиана - «чёрно-белые» на музыку В.А.Моцарта «Шесть танцев» (2013) и «Маленькая смерть» (2016). Палитру современной белорусской балетной сцены дополнили яркие краски русской хореографии «серебряного века»  - поставленные балетмейстером А.Лиепой балеты в хореографии М.Фокина «Шехеразада» на музыку Н.Римского-Корсакова (2011 - декорации Л.Бакста, дирижёр В.Плоскина), «Жар-птица» И.Стравинского (2014 - декорации Л.Бакста, дирижёр В.Плоскина), «Петрушка» (2018 - декорации А.Бенуа, дирижёр В.Плоскина).

 

В настоящее время в репертуаре Большого театра Беларуси более 80 названий опер и балетов (национальные спектакли, шедевры мировой классики и современные постановки). Более 60  премьерных постановок осуществлено в период с 2009 по 2019 год.

 

Творческие коллективы Большого театра Беларуси активно гастролируют, с искусством артистов  театра знакомы зрители более 30 стран  мира.


Руководством театра подписано 30 меморандумов о сотрудничестве с крупнейшими театрами ближнего и дальнего зарубежья.

 

 

 

Краткая хронология новейшей истории Большого театра Беларуси


2009

Открытие здания Большого театра Беларуси после реконструкции;
Открытие Музыкальной гостиной (в настоящее время - Камерный зал имени Ларисы Александровской).

2011
Создание стажерской группы молодых солистов оперы из числа студентов Белорусской государственной академии музыки.

2012
Открытие Малой балетной сцены;
Открытие трех филиальных площадок Большого театра Беларуси в Могилеве, Новополоцке и Гомеле.

2015
Вступление Большого театра Беларуси в европейскую ассоциацию оперных трупп и фестивалей Opera Europa.

 

Проекты Большого театра Беларуси

с 2010 года
• Большой новогодний Бал в Большом театре
• open-air фестиваль оперного и балетного искусства «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов»
• уникальное печатное издание – журнал «Партер»
• Минский международный Рождественский оперный форум



с 2012 года
• Молодежный оперный форум стран СНГ
• Международный конкурс Competizione dell’Opera



с 2013 года
• Рождественский благотворительный Бал книги
• эксклюзивное издание – «Большая энциклопедия Большого театра Беларуси»



с 2014 года
• Минский международный Рождественский конкурс вокалистов
• «Большой театр – детям»
• конкурс «Новогодняя семейная игрушка»



с 2015 года
• «День открытых дверей», приуроченный ко дню рождения театра



с 2016 года
• «Молодёжные программы Большого»



с 2018 года
• «Мастера искусств – военнослужащим внутренних войск и сотрудникам органов внутренних дел Республики Беларусь».

Награды и премии Большого театра Беларуси



2010
Официальный интернет-сайт Большого театра Беларуси завоевал 1 место в номинации «Культура и искусство» по итогам конкурса на лучший интернет-ресурс «Интернет-премия «ТИБО-2010».



2013
Журнал «Партер» стал победителем IX Национального конкурса печатных средств массовой информации «Золотая литера».



2014
Большой театр Беларуси удостоен памятной медали ЮНЕСКО «Пять континентов» за выдающийся вклад в популяризацию хореографического и оперного искусства во всем мире и по случаю 60-летия членства Беларуси в ООН по вопросам образования, науки и культуры.



Театр неоднократно становился лауреатом премии «36 любимых мест Минска» по результатам социологических опросов в сети интернет.

 

Лауреаты Национальной театральной премии:

спектакли «Набукко» Дж.Верди (2010),

«Аида» Дж.Верди (2012),

«Летучий голландец» Р.Вагнера (2014),

«Витовт» В.Кузнецова (2014),

«Маленький принц» Е.Глебова (2016),

«Царская невеста» Н.Римского-Корсакова (2016).

 

Лауреаты Специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства:

создатели спектаклей «Чужое багацце нікому не служыць» Я.Д.Голланда (2009),

«Седая легенда» Д.Смольского (2012),

«Царская невеста» Н.Римского-Корсакова (2015).

 

За постановку балета «Витовт» коллектив Большого театра Беларуси удостоен высокой награды – премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» (2014).

 

Творческому коллективу оперы Д.Смольского «Седая легенда» присуждена Государственная премия Республики Беларусь (2017).

 

ПАРТНЕРЫ