Арам Хачатуран
СПАРТАК

балет у 2 дзеях

Сб | 23 верасня 2023|18:00

Узрoст 12+

Спектакль Растоўскага дзяржаўнага музычнага тэатра

null
Даты спектакля

Либретто –  заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун
Художественный руководитель постановки – заслуженный деятель искусств России Вячеслав Кущёв
Балетмейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Георгий Ковтун
Музыкальный редактор хоровых сцен – Владимир Рылов
Музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Иванов
Художник-постановщик – народный художник России Вячеслав Окунев
Художник по свету – заслуженный работник культуры России Ирина Вторникова
Видеохудожник – Вячеслав Шестак
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Елена Клиничева
Продолжительность спектакля –  2 часа 20 минут с одним антрактом
Премьера постановки в Ростовском музыкальном театре – 24 сентября 2020 года
Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра Ростовского государственного музыкального театра

 


«Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Ростовского государственного музыкального театра – это современный, зрелищный и масштабный спектакль. Балет, в котором удивительно органично сочетаются кинематографичность, виртуозные, на грани с акробатикой, танцы солистов, оригинальное либретто и драматургический конфликт, вокальные и хоровые партии, приближающие действие к традициям античного театра.

В балете «Спартак» есть абсолютно все, чтобы удивить и покорить зрителей.

В сентябре 2021 года балетом «Спартак» открывался VI фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» на Новой сцене Большого театра России.

По словам хореографа постановщика Г. Ковтуна, «идея нового «Спартака» потребовала для своего воплощения поиска особенных красой. Помимо новых персонажей, в спектакль введен хор – согласно традициям античного театра, комментирующий и активно включающийся в действие, а для этого специально на музыку балета были сочинены вокальные тексты на латыни. Мы раскрыли множество купюр в партитуре Арама Хачатуряна, и таким образом, в спектакле впервые зазвучали многие страницы гениального произведения. И разумеется, главный акцент в балете сделан на хореографическом языке. Мне хотелось возродить традиции силового мужского балета – со множеством сложных поддержек, выразительных и виртуозных сольных элементов – который, к сожалению, в последние годы во многом забывается и сходит на нет».

 

 

 

 

 

Спартак - Денис Сапрон
Красс - заслуженный артист Республики Молдова Анатолий Устимов
Крикс - Ильшат Умурзаков
Валерия - Анастасия Сапрон
Эгина - Екатерина Кужнурова
Пир - заслуженный артист России Константин Ушаков
Арес - Иван Азанов

Медуза Горгона (сопрано) - Оксана Шишенина
Богиня Ника (меццо-сопрано) - Юлия Изотова

Гладиаторы, воины, сатиры, гетеры, амазонки, рабыни - артисты балета
Народ, сатиры - артисты хора

Краткое содержание
ПРОЛОГ


Башни Рима. Маленький человек, подавленный существующей системой, пытается встать на ноги…

АКТ ПЕРВЫЙ


Картина первая. «Площадь Рима»


В центре площади – клетка с невольниками, выставленными на потеху толпе.
На колеснице, запряжённой пленными Криксом и Спартаком, появляется возлюбленная Красса – Эгина.

Картина вторая. «Казарма»


Школа гладиаторов. Чтобы развлечь воинов-рабов, директор школы Арес приводит наложниц. Среди них – Валерия. Спартак очарован девушкой, Валерия отвечает ему взаимностью. Служители прерывают свидание влюбленных. Спартак в ярости кидается на них, но силы неравны.

Картина третья. «Дворец»


Пир у Красса. Красс и куртизанка Эгина возглавляют шумную безудержную вакханалию. Гости требуют новых зрелищ. В амфитеатре их ждут бои гладиаторов.

Картина четвертая. «Арена»


В бою на коротких мечах фракиец Крикс побеждает нубийца Пира. На арену выходят гладиаторы из разных стран, среди них – Спартак. В конце схватки Спартак, добив последнего противника, вызывает на арену Красса. Гладиатор нарушил ритуал: к нему бросаются служители арены и оттаскивают его в казарму.

Картина пятая. «Казарма»


Крикс и Спартак призывают к восстанию — лучше погибнуть свободными людьми, чем жить в рабстве. Гладиаторы бросаются на стражников и, завладев их оружием, вырываются на волю.

Картина шестая. «Везувий»


Валерия и Спартак встречают первый рассвет на свободе. В лагерь восставших приходят новые люди — беглые рабы, которые узнали о смелом поступке гладиаторов. Спартака избирают вождём.


АКТ ВТОРОЙ
Картина седьмая. «Пир у Эгины»

Стража вводит пойманного Крикса. Красс вызывает гладиатора на поединок и с лёгкостью побеждает его. Эгина очаровывает Крикса. Гости наслаждаются танцами сатиров и гадитанок. В это время армия Спартака врывается во дворец. Крикс просит пощадить присутствующих. Между Криксом и Спартаком вспыхивает ссора. Спартак с воинами возвращается в лагерь.

Картина восьмая. «Сенат»


В Риме тревога. Восстание охватило всю Италию. Сенат требует от Красса действий. Красс смеётся над страхами сенаторов и обещает легко расправиться с армией Спартака.

Картина девятая. «Лес»


Пастухи ловят пастушек, переодевшихся овечками. Но с приходом гладиаторов пастухи, забыв свои игры, братаются с восставшими смельчаками. Крикс приводит куртизанок в лагерь Спартака. Воспользовавшись весельем пьяных гладиаторов, люди Красса окружают лагерь. Крикс в отчаянии бросается к Спартаку и просит убить его. Спартак отказывается – тогда Крикс выхватывает кинжал и вонзает себе в грудь.

Появляется Валерия. Она напоминает возлюбленному, что это их последнее свидание…


Картина десятая. «Поле боя»


Спартаку доносят, что огромная армия движется на помощь Крассу. Он понимает, что восстанию пришел конец. У Спартака нет выбора: лучше погибнуть в бою, чем вновь стать рабом. Картина одиннадцатая. «Битва» Спартак, окруженный римлянами, погибает. Восставшие разбиты. Распятие гладиаторов. Валерия оплакивает Спартака и его погибших соратников.

«Спартак» Арама Хачатуряна в постановке Ростовского государственного музыкального театра – это современный, зрелищный и масштабный спектакль. Балет, в котором удивительно органично сочетаются кинематографичность, виртуозные, на грани с акробатикой, танцы солистов, оригинальное либретто и драматургический конфликт, вокальные и хоровые партии, приближающие действие к традициям античного театра.

В балете «Спартак» есть абсолютно все, чтобы удивить и покорить зрителей.

В сентябре 2021 года балетом «Спартак» открывался VI фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» на Новой сцене Большого театра России.

По словам хореографа постановщика Г. Ковтуна, «идея нового «Спартака» потребовала для своего воплощения поиска особенных красой. Помимо новых персонажей, в спектакль введен хор – согласно традициям античного театра, комментирующий и активно включающийся в действие, а для этого специально на музыку балета были сочинены вокальные тексты на латыни. Мы раскрыли множество купюр в партитуре Арама Хачатуряна, и таким образом, в спектакле впервые зазвучали многие страницы гениального произведения. И разумеется, главный акцент в балете сделан на хореографическом языке. Мне хотелось возродить традиции силового мужского балета – со множеством сложных поддержек, выразительных и виртуозных сольных элементов – который, к сожалению, в последние годы во многом забывается и сходит на нет».

Назад

Партнёры