Навiны

На лепестках розы...

 

 

“Фамилии наших женщин-композиторов нужно записывать на лепестках розы, чтобы все их запомнить и не упустить из виду ни одного их произведения...”
Роберт Шуман

Как же много красивых слов мы слышим о женщине: женщина - муза, женщина - начало начал и исток всего живого. Ещё больше высокопарных слов мы знаем о матерях - дающих жизнь, уют, заботу. 
Однако... Где же женщины среди творцов? Как могло случиться так, что те, кто дают жизнь и силы, кто рассказывает самые главные сказки в жизни и кто поёт самые сокровенные песни почти не оставили следа в летописи искусства? Что же таинственные истории скрываются за словами?

Например, такая история.

Фамилии наших женщин-композиторов нужно записывать на лепестках розы...”, -- сказал Роберт. Безудержно влюблённый в Клару. Добившийся взаимности, выдержавший противостояние её отца, ставший признанным гением - рядом с ней. И оставивший её с восемью детьми, побеждённый собственным недугом.
Скорее мужчина родит ребёнка, чем женщина напишет хорошую музыку", - сказал Иоганнес. Безгранично, до обожествления влюблённый в Клару. Оставшийся её почитателем, но не позволивший себе опорочить её имя. «Он только один помог мне выстоять», - скажет впоследствии Клара о том времени, когда Иоганнес приехал к ней, чтобы поддерживать, когда Роберта уже поместили в клинику.

Гениальный композитор Роберт (тот, что так поэтично сказал про лепестки роз) в первый же год супружества пытался поставить условие Ей: «Ты должна оставить игру и посвятить себя целиком семье». Гениальный композитор Иоганнес (тот, что так грубо усомнился в творческом потенциале женщин) приехал присматривать за её восьмерыми детьми для того, чтобы Она могла концертировать. После смерти Роберта и он покинул её, оставшись верным другом, однако только в письмах. Некоторые были убеждены, что он побоялся гениальности «несравненной Клары», которая всегда, как это было и с мужем, затмевала его талант. 

Где же за всем этим Она?
Гениальная Клара - ярчайшее дарование, «Паганини фортепиано», вундеркинд, с детских лет познавшая всю банальность отцовской тирании. Девочка, которая начала говорить и играть на инструменте одновременно - к пяти годам (как поздно и как рано!). В 10 лет - лейпцигский Гевандхаус, в 12 - Париж, в 16 - Вена... А после борьба за любовь, борьба за семью, дети, концерты (она всё же не оставила исполнительство, выступая в с мужем и, к слову, именно её гонорары обеспечивали их стремительно растущую семью), снова дети, борьба с болезнью любимого мужа, снова дети, смерть супруга, вновь концерты...
Эта история - редкий образец того, что женщина, став женой и матерью, не оставила свою музыкальную стезю. Клару Вик (Шуман) признавали экстраординарной пианисткой даже в её время. И тем не менее -- имена Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса знает каждый, а о Кларе Вик помнят только специалисты-музыковеды.

Или другая история, из России.

«Римский-Корсаков ещё летом 1872 года женился на Надежде Пургольд. Наверное, ни у кого из композиторов, кроме Баха и Шумана, не было настолько идеальной жены, понимавшей мужа, помогавшей ему во всём и не ведавшей праздности. Надежда Николаевна успела поучиться в Петербургской консерватории и была весьма сильна в теории и практике музыкальной композиции. Бородин прямо-таки восторгался её способностями: «А какова Надежда Пургольд? Вообрази, Корсинька наиграл ей антракт из "Псковитянки"; она на память написала его, да не на фортепьяно, а прямо на оркестр — со всеми тонкостями гармоническими и контрапунктическими, несмотря на сложность, оригинальность и трудность голосоведения. Молодец барыня! Ей-богу — молодец!» За несколько дней до венчания невеста закончила музыкальную картину «Заколдованное место» (по повести Гоголя), в марте следующего года сочинила скерцо для фортепиано в четыре руки... И на этом завершила свою композиторскую деятельность», -- так эту историю изложила А.Булычёва в монографии «Бородин» (М., 2017). Великолепный дар, который не вызывал сомнения даже у маститых композиторов, и какое высокое мастерство ("прямо на оркестр — со всеми тонкостями гармоническими и контрапунктическими, несмотря на сложность, оригинальность и трудность голосоведения")! И никакого композиторского будущего.

Подобных историй сотни, но ещё больше историй, где творческий дар девочки не только не мог быть реализован, но и не мог быть замечен в принципе. И тем не менее, этот огромный пласт женского творчества есть: как минимум, он стал глубинной основой, питательной почвой, на которой взращивались таланты детей, он стал животворящей энергией для будущих гениальных идей, и он стал звучащей гармонией повседневности. Гармонией, удерживающей в мире Прекрасное. Музыка матерей - таинство, приподнимающее над обыденностью.


И поэтому для нас так ценны те «лепестки роз», которые сохранились на протяжении лет и столетий, и так важно сейчас заметить и сберечь «лепестки», на которых пишутся имена сегодняшних матерей, в чьих семьях дети и музыкальные опусы рождаются и растут как братья и сёстры.
Ко Дню матери Большой театр Беларуси представит программу, которую по праву можно назвать изысканной -- в концерте прозвучат произведения, которые не встретишь в обычных камерных программах. Не те произведения, которые традиционно наполняют афиши концертных залов и составляют основу репертуара известных исполнителей; музыка, которую непросто найти в любой момент в записи и в нотных сборниках. Будет звучать музыка матерей - знаменитых и малоизвестных, живших столетия назад и живущих сейчас, - женщин, сумевших найти свой сложный баланс в выборе между собой и... собой:


Барбара Строцци (Barbara Strozzi, 1619-1677, Италия) - мать четверых детей,
Элизабет Олин ( Elisabeth Olin, 1740-1828, Швеция) - мать шестерых детей,
Мария Шимановская (Maria Szymanowska, 1789-1871, Польша-Россия) - мать троих детей,
Клара Шуман (Clara Schumann, 1819-1896 - Германия) - мать восьмерых детей,
Агата Баккер-Грондаль (Agathe Baker-Grondahl, 1847-1907, Норвегия) - мать троих детей,
Нина Синякова ( р. 1974, Беларусь) - мать четверых детей,
Инна Атрашёнок (р. 1978, Кипр - Беларусь) - мать пятерых детей,
Таисися Халамова (р. 1978, Беларусь) - мать четверых детей.

На сцене в этот вечер - также родители, причём большинство из артистов - родители многодетные: Анастасия Храпицкая (сопрано), Оксана Волкова (меццо-сопрано), Диана Гонтаренко (флейта), Таисия Халамова (скрипка), Елена Сарафие-Ходак (виолончель), Нина Синякова (фортепиано), Денис Поречин (кларнет), Альбина Иванова (арфа), Михаил Константинов (ударные). Режиссёр концерта - Юлиана Ширмо.

Этот концерт не будет обычным. Концерт ко Дню матери, но без гимнов материнству и праздничных речей. Концерт очень «женский», но далёкий от сентиментальности.
13 октября 2024 года, в преддверии Дня матери мы приглашаем вас услышать музыку матерей - таинство, приподнимающее над обыденностью.

0
0
0
s2sdefault

Партнёры