Пётр Чайкоўскі
Яўген Анегін
опера Сб | 30 лiстапада 2024|18:00
Узрoст 12+ Дирижер – Артем Макаров |
Даты спектакля
|
Лібрэта – Пётр Чайкоўскі, Канстанцін Шылоўскі паводле аднайменнага рамана ў вершах Аляксандра Пушкіна
Дырыжор-пастаноўшчык – народны артыст Рэспублікі Башкартастан Арцём Макараў
Рэжысёр-пастаноўшчык – уладальнік медаля Францыска Скарыны Ганна Маторная
Хармайстар-пастаноўшчык – народная артыстка Беларусі, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі Рэспублікі Беларусь Ніна Ламановіч
Балетмайстар-пастаноўшчык – заслужаны артыст Расійскай Федэрацыі Ігар Колб
Мастакі-пастаноўшчыкі – лаўрэат рэспубліканскіх конкурсаў Любоў Сідзельнікава (сцэнаграфія, касцюмы), Таццяна Лісавенка (касцюмы)
Мастак па камп'ютарнай графіцы – Вікторыя Злотнікава
Мастак па свеце – заслужаны работнік культуры Расійскай Федэрацыі Ірына Вторнікава
Дырыжоры – Віталь Грышчанка, дыпламант міжнароднага конкурсу Юрый Караваеў
Выконваецца на рускай мове з рускімі і англійскімі субтытрамі
Прэм'ера – 30 лістапада 2024
роли исполняют
Все великие истории – навсегда.
Вы открываете книгу или занимаете место в зрительном зале… Что ждёт вас? Чего ждёте вы?
Того, что измеряется конкретной эпохой, или того, что не зависит от времени?
***
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Картина первая
Август. Привычное утро в усадьбе Лариных: поздний завтрак, работы по дому и в саду, уроки музыки, прогулки. Под строгим присмотром гувернантки сёстры Татьяна и Ольга поют романсы, няня Филиппьевна чистит фамильное серебро и накрывает завтрак, хозяйка поместья Прасковья Ларина осматривает владения. Сентиментальная мелодия навевает мысли об ушедшей молодости – Ларина и няня вспоминают прошлые года.
Полдень Вдали раздаётся песня – в усадьбу к барыне направляются крестьяне. По старинному обычаю они приносят украшенный сноп в знак окончания жатвы. Богатый урожай, полные корзины ягод и грибов, песни и пляски вмиг развеяли грусть.
Размеренность дня которого нарушается появлением неожиданных визитёров: к Лариным пожаловал сосед – молодой поэт Владимир Ленский, с детства влюбленный в Ольгу. Его сопровождает приехавший из Петербурга Евгений Онегин – сосед Лариных, недавно вступивший в наследство после смерти своего дяди.
Вечереет. Атмосфера ощутимо наполняется романтическим флёром девичьих надежд. Гостей приглашают в дом.
Картина вторая
Ночь. Комната Татьяны. Девушка охвачена пламенем тайных переживаний. Разговоры с няней перед сном ещё сильнее будоражат её мысли, и она, не в силах сдерживать эмоции, признается: «Я влюблена…» Филиппьевна растеряна. Татьяна просит няню оставить её.
Она решилась написать письмо Онегину. Всё, что переполняет её сейчас – грёзы, сомнения, желания, – всё отдано на суд возлюбленного.
Светает... Татьяна просит няню передать письмо Онегину. Наступает время томительного ожидания…
На смену утру приходит новый день, за ним вечер, следом ночь и целая череда дней, вечеров, ночей. Онегин видится Татьяне везде, и даже сон не приносит покоя. Время словно остановилось…
Картина третья
Наступил октябрь. Сердце Татьяны разрывается от тоски, мысли о возлюбленном не покидают её.
Внезапно в усадьбе появляется Онегин. Он учтиво благодарит девушку за искренность, подбирает слова, пытаясь быть деликатным в объяснениях. Но девичьи мечты разбиты. Боль и обида вынуждают Татьяну оставить Онегина без ответа.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Картина четвертая
Январь. Бал в доме Лариных. Именины Татьяны – прекрасный повод для помещицы Лариной блеснуть перед соседями: пир на славу, гости всех сортов, бравые военные во главе с Трифоном Петровичем, танцы, дамские альбомы, французские фокусы и куплеты месье Трике – это угощение по высшему разряду! Пожалуй, именно сегодня пылкий Ленский готов был бы сделать предложение Ольге. Появление Евгения Онегина на балу лишь добавляет пикантных эмоций: соседки судачат о нём, не стесняясь в выражениях, и Евгений решает отомстить приятелю. Он начинает демонстративно ухаживать за Ольгой. Владимир растерян, он негодует – конфликт нарастает.
Восхищенные овации барышень, дифирамбы месье Трике в честь именинницы, которая совсем не рада происходящему – «глупый бал»... Танцы продолжаются. Гнев Ленского унять невозможно, вспыхивает ссора – Онегину брошен вызов.
Всеобщее любопытство перерастает в азарт, смятение семьи Лариных – в возмущение. Господин Зарецкий с мефистофелевским злорадством следит за происходящим, выстраивая свой коварный план. Конфликт доведён до крайней точки. Дуэли не миновать.
Картина пятая
Раннее утро. Ленский и его секундант Зарецкий давно уже ожидают Онегина. Ленский погружён в себя, все его мысли и чувства об Ольге. Владимир готов раскаяться, но его секундант настроен решительно. С оскорбительным опозданием является Онегин в сопровождении слуги Гильо. Игнорируя претензии педанта и знатока дуэльных правил Зарецкого, Онегин нарочно усугубляет конфликт.
Секунданты готовятся к поединку, молодые люди размышляют о былой дружбе, но тем не менее не находят путей к примирению. Закон чести превыше всего. Зарецкий не без удовольствия следит за исполнением ритуала дуэли. Раздался выстрел. Ленский убит.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Картина шестая
Февраль, два года спустя. Санкт-Петербург. Светский бал-маскарад в разгаре. Появляется вернувшийся из странствий Онегин. Он безразличен к происходящему, его одолевают тягостные воспоминания. Окружающие обсуждают внезапное возвращение Онегина на родину. Гости танцуют блестящий экосез. Все ожидают появления князя Гремина и его супруги.
Князь входит в зал под руку с супругой. Онегин изумлён: «Ужель та самая Татьяна?» Гремин восхищён молодой женой и в упоении делится с Онегиным своими чувствами. Татьяна тщательно скрывает свои эмоции. Она покидает бал в сопровождении мужа.
Онегина понимает, что безумно влюблён! Лишь одним желанием он одержим – немедленно увидеть Татьяну и открыться ей.
Картина седьмая
Гремины возвращаются с бала. Татьяна решительно настроена избегать встреч с Онегиным, соблюдая приличия, но Евгений снова врывается в её жизнь. Его эмоциональные признания, мольбы и раскаяние заставляют её признаться в любви. Счастье было так возможно…
Однако триумф Онегина иллюзорен: Татьяна остаётся непреклонной – она сделала выбор и останется верна мужу.
В этот момент реальность с неумолимой силой обрушивается на Онегина. В бесконечных зеркальных отражениях он видит всю ничтожность своего положения, всю бесплодность своих запоздалых порывов, всю никчемность своей жизни. «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!»
***
Все великие истории – навсегда.
Эпоха, стиль – лишь то, какими словами, в каких интонациях, какими красками будет создан художественный мир. Этот мир – прекрасный ли, страшный, немыслимый или так похожий на реальный, – заставит проникнуться и укажет путь к чему-то сокровенному, что всегда есть внутри вас. И вы увидите, что «тот» мир проступает водяными знаками сквозь нашу повседневность, он здесь, он неизменен и извечен.
Стоит просто присмотреться.
.