Замечательная певица и педагог, Тамара Нижникова всю жизнь посвятила музыке. Поклонники оперы и сегодня помнят ее яркий прекрасный голос и артистический талант.
Родилась Тамара Николаевна 9 марта 1925 года на Волге, в Самаре. В наследие от родителей она получила прекрасный голос и абсолютный слух. Нижникова легко и уверенно училась в средней и музыкальной школах, активно участвовала в художественной самодеятельности. В 1941 году она должна была выступать на Всесоюзном смотре народных талантов в Москве, но вдруг началась война, которая чуть не перечеркнула ее мечту стать артисткой. В 1943 году она окончила среднюю школу с золотой медалью и поступила в медицинский институт. Жилось в те годы очень тяжело, и Тамаре, кроме занятий, приходилось вести домашнее хозяйство. Ее чистый голос можно было услышать в военных казармах, на предприятиях, в госпиталях.
В то время в Куйбышеве находился эвакуированный из Москвы Большой театр оперы и балета СССР. Тамара Нижникова успешно прослушалась в организованную при театре школу для музыкально одаренной молодежи. И уже очень скоро она стала студенткой Московской государственной консерватории. В оперной студии консерватории Нижникова спела свои первые партии.
После окончания консерватории Тамара Нижникова получила приглашение в Белорусский театр оперы и балета. Здесь ее талант достиг настоящего расцвета. Певица обладала мягким, звонким, подвижным голосом чистого серебристого тембра, филигранной колоратурной техникой. Ее исполнительскую манеру отличали лиризм, искренность, обаяние, точность передачи авторского стиля и замысла произведения.
В ее репертуаре были многие образы классического репертуара: Виолетта и Джильда («Травиата» и «Риголетто» Дж.Верди), Марфа и Волхова («Царская невеста» и «Садко» Н.Римского-Корсакова), Лакме в одноименной опере Л.Делиба, Лейла («Искатели жемчуга» Ж.Бизе), Манон в одноименной опере Ж.Массне и др. Визитной карточкой певицы стала партия Розины в опере «Севильский цирюльник» Дж.Россини.
Тамара Нижникова также создала незабываемые образы в национальных операх. Это Маринка в одноименной опере Григория Пукста (написана специально для Т.Нижниковой), Ирина в «Колючей розе» Юрия Семеняко, Марфочка и Баба-Лопотуха в операх «Девушка из Полесья» и «Михась Подгорный» Евгения Тикоцкого, Юленька («Надежда Дурова» А.Богатырева).
Кроме работы в театре, Нижникова много времени и сил посвящала концертной деятельности. Неизменным успехом у зрителей пользовались «Сказки венского леса» И.Штрауса, «Соловей» А.Алябьева, песни и романсы белорусских композиторов. Певица гастролировала в Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии, Австрии, Финляндии, Швеции, Канаде и других странах.
В 1976 году Нижникова попрощалась с оперной сценой, целиком посвятив себя педагогической деятельности. За свою долгую педагогическую деятельность в Белорусской академии музыки Тамара Николаевна воспитала много прекрасных артистов. В труппе Большого театра Беларуси ее вокальную школу представляют заслуженные артистки Республики Беларусь Елена Бунделева и Елена Шведова.