Большой театр Беларуси

 

18 мая 18:00

Вольфганг Амадей Моцарт

ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

опера в 2 действиях

Большой театр Беларуси

 

19 мая 11:00

Глория Бруни

ПИНОККИО

опера в 2 действиях

В 10:15 в фойе бельэтажа – музыкальная программа «Играют дети».

Большой театр Беларуси

 

21 мая 19:00

Джузеппе Верди

ТРАВИАТА

опера в 4 действиях

Большой театр Беларуси

 

25 мая 18:00

Шарль Гуно

ФАУСТ

опера в 3 действиях

Большой театр Беларуси

 

28 мая 19:00

Николай Римский-Корсаков

ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА

опера в 2 действиях

Большой театр Беларуси

 

29 мая 19:00

Адольф Адан

КОРСАР

балет в 3 действиях

Post scriptum

 

В концерте «Post Scriptum» прозвучат сочинения Иоганнеса Брамса и Макса Бруха – музыка, которая позволяет каждому слушателю погрузиться в свою звуковую реальность тем способом, который свойственен именно ему: интеллектуалу – через рациональное осознание, лирику – через эмоциональное проживание, эстету – через переживание красоты музыкального абсолюта.

 

В разные периоды своей творческой жизни – от молодости до последнего десятилетия – Иоганнес Брамс создавал произведения в жанре инструментального трио, причём не всегда речь шла о классическом составе струнных и фортепиано. К составу с участием духовых инструментов Брамс впервые обратился в 1856 году, создав Трио для скрипки, валторны и фортепиано Ми-бемоль мажор. Втрое трио для смешанного состава было написано уже в 1891 году, и его появление было обусловлено общением композитора с кларнетистом-виртуозом Рихардом Мюльфельдом, раскрывшим Брамсу богатейшие возможности этого инструмента.

 

В отличие от предыдущих брамсовских фортепианных трио, в трио для кларнета, виолончели и фортепиано ор.114 (ставшим, к слову, последним в серии фортепианных трио композитора) нет ни симфонического размаха, ни героических интонаций, ни напористой действенности – оно подчёркнуто камерно. Круг образов сузился, исчезли яркие контрасты, но внутри одной эмоциональной – субъективно-лирической – сферы композитору удаётся достичь необычайного богатства оттенков.

 

Макс Брух был очарован сочетанием кларнета, виолончели и фортепиано, которое Брамс использовал в своем Кларнетовом трио ор.114. Нежный, печальный тембр кларнета прекрасно гармонировал с низким интроспективным звучанием виолончели, что создавало неповторимый колорит элегической красоты, обращенной в романтическое прошлое. Вместо виолончели для своего цикла ор.83 Брух изначально  выбрал альт, возможно, благодаря большей родственности этого инструмента скрипке. Однако в современной исполнительской практике сосуществует несколько версий - как с участием альта, так и с участием виолончели.

 

Почти все восемь пьес, за исключением одной, написаны в минорных тональностях и отражают то лучшее, что присуще музыке Бруха: изысканный мелодизм, печальную грацию, прозрачность и легкость музыкального языка, напоминающего манеру письма Мендельсона, уклон в нежный, ностальгический романтизм. Брух изумительно выстраивает взаимодействие трех инструментов: ни в одной из пьес не создается впечатление, что какой-то из них звучит слишком много или слишком мало, в ущерб другим. В сумрачном Andante фа минор проявилась любовь Бруха к румынским народным мелодиям, в более порывистом Andante con moto соль минор звучат лучшие темы, когда-либо написанные композитором. Allegro Agitato ре минор и Allegro vivace ma non troppo Си-бемоль мажор создают почти что мендельсоновское настроение и заметно контрастируют с печальными осенними настроениями шести других пьес.

 

Исполнители: Денис Поречин (кларнет), Иван Ренанский (виолончель), Андрей Иванов (фортепиано)

 

Денис Поречин (кларнет) окончил Республиканский музыкальный колледж при Белорусской государственной академии музыки в 1991 году (класс  Е.Л.Мазелева) и Белорусскую государственную академию музыки в 1997 году (класс доцента И.Л.Бричикова). Участвовал в международных мастер-классах Ги Деплю и Поля Мейера во Франции и Георга Меервайна в Германии.

С 1999 года играет в оркестре Большого театра Беларуси. С оркестром театра и в составе других коллективов работал со всеми ведущими дирижёрами Беларуси, а также маэстро Вильгельмом Кайтелем (Германия), Джеймсом Гелисом, Гэвином Гринуэем и др. Гастролировал в странах Европы и Америки.

Регулярно выступает в составе камерных ансамблей с ведущими белорусскими музыкантами: скрипачами Артёмом Шишковым, Юрием Германом, виолончелистами Алексеем Афанасьевым, Станиславом Петченко, Иваном Ренанским, пианистами Дашей Мороз, Мариной Ромейко, Олегом Лесуном, флейтисткой Дианой Гонтаренко и др.

 

Иван Ренанский (виолончель) – выпускник Республиканского музыкального колледжа при Белорусской государственной академии музыки, (класс И.М.Степановой). Уже во время обучения проявил себя как яркий, одаренный виолончелист, неоднократно принимал участие в различных конкурсах, международных мастер-классах, стал лауреатом международных конкурсов (золотая медаль V молодежных Дельфийских игр государств – участников СНГ, 2008, третья премия 20-го Международного конкурса виолончелистов им. Герана в г. Усти над Орлице (Чехия), 2009, Гран-при Международного музыкального конкурса «Восхождение» в г. Ялта (Россия), 2010). В 2017 году закончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского в классе всемирно известной виолончелистки народной артистки СССР профессора Натальи Николаевны Шаховской. Во время учебы в консерватории в качестве солиста и оркестранта регулярно выступал на кафедральных концертах и отчетных концертах класса, а также неоднократно участвовал в проектах таких коллективов, как Студия новой музыки, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, камерный оркестр «Musica Viva» под управлением Александра Рудина и многих других.

С 2018 года – второй солист виолончельной группы симфонического оркестра Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

 

Андрей Иванов (фортепиано) с 2006 года обучался в Республиканской гимназии-колледже при Белорусской государственной академии музыки (класс профессора З.В.Качарской). В 2011 году поступил в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского в класс профессора Н.В.Трулль. Еще будучи учащимся колледжа, пианист получил I премию на Республиканском конкурсе пианистов (2010) и Золотую медаль на Международных Дельфийских играх (Ереван).

В 2014 году Андрей Иванов стал лауреатом сразу нескольких международных конкурсов: I премия на Международном конкурсе пианистов в Белграде, Сербия ("Jeunesses Musicales"), III премия на конкурсе пианистов в Сачиле, Италия ("Piano FVG"), I премия на Международном конкурсе пианистов в Минске, Беларусь.

Андрей Иванов выступает как с сольными концертными программами, так и в составе различных камерных ансамблей, в качестве солиста с Государственным академическим симфоническим оркестром и Государственным камерным оркестром Республики Беларусь, Камерным оркестром Центра Павла Слободкина (Москва), Ереванским государственным симфоническим оркестром, Бухарестским симфоническим оркестром.
Концерты пианиста проходили в Москве, Минске, Витебске, Санкт-Петербурге, Брюсселе, Ереване, Милане.

 

 

О программе концерта, исполнителях и зрителях мы поговорили с Денисом Поречиным.

 

— На какую аудиторию вы рассчитываете, каких зрителей, с какой подготовкой предполагаете на концерте увидеть?

— Эту музыку способен воспринять совершенно любой человек: и юный, и зрелый . Она доступна и легка для восприятия. В ней нет ничего заумного или суперсовременного, что требует специальной подготовки, как, например, зачастую современная академическая музыка. Сочинения Брамса и Бруха, которые мы представим зрителям и слушателям — это череда эмоциональных состояний, собственно, именно то, что музыка представляет изначально, как универсальный доступный, понятный и очень красивый язык, передающий переживания человека.

Эти два композитора представляют поздний немецкий романтизм. Макс Брух очень любил творчество Иоганнеса Брамса и создал свои «Восемь пьес», которые мы исполним на концерте, как бы с оглядкой на музыку Брамса, с ностальгией по уходящему романтизму. Его музыка очень эмоциональна и романтична. Из музыки Брамса прозвучит Трио ля минор для кларнета, виолончели и фортепиано.

 

— Пишут, что Петр Ильич Чайковский не слишком жаловал музыку Брамса.

— Об этом мог бы рассказать только Чайковский. Если сравнивать их музыку, Чайковский более открыт, обнажен эмоционально, я бы сказал, он в большей степени экстраверт, нежели Брамс. Произведения Брамса ближе интровертам, внешне он сдержан, но внутренний накал очень сильный. Когда-то в консерватории я писал работу по творчеству Брамса, изучал его биографию (в тот момент его музыка была мне близка) и читал, что последние годы жизни композитор проводил в одиночестве. Я бы назвал многие его произведения «переживаниями интроверта», именно поэтому я его музыку очень люблю.

 

— Кто из музыкантов будет играть с вами в Камерном зале?

—  Молодой виолончелист Иван Ренанский также работает в нашем оркестре, а учился он в Московской консерватории, и играл там в нескольких коллективах. С Андреем Ивановым мы познакомились недавно. Он будет играть вместо Марины Ромейко, которая находится сейчас на карантине, хотя на афише концерта изображена именно она. Андрей — тонкий музыкант, глубокий человек. Он также учился в Московской консерватории и в Лондоне. Сейчас он работает в Государственной филармонии в Ансамбле солистов «Классик-Авангард». Что касается меня, я начинал в камерном ансамбле, который относился к оркестру Михаила Финберга, а в 1999 году пришел в Большой театр Беларуси, и с тех пор работаю здесь. 

 

— Ваш инструмент — кларнет, но также вы владеете и саксофоном...

Саксофон, конечно, ближайший родственник кларнета, от него он и произошел тот же мундштук, та же трость. Но, тем не менее, в остальном сильно отличается. Я могу сыграть соло на саксофоне в «Болеро», но чтобы играть постоянно и профессионально на этом инструменте, надо специально учиться.

 

— Возвращаясь к концерту, будет ли ведущий или чтец? Программа рассчитана на одно действие или их будет больше?

У нас не будет ведущего. Если зрители заинтересуются историей произведений, они смогут все найти в интернете. Поначалу была идея сделать концерт в одном отделении, но потом мы решили, что не надо смешивать, и что необходим хотя бы небольшой перерыв. В процессе репетиций стало понятно, что, хотя чистой музыки у нас всего на час, два действия необходимы, потому что достаточно сильно устаешь и в физическом, и в эмоциональном плане. Поэтому в первом отделении будет звучать Иоганнес Брамс, во втором — Макс Брух. Наш Камерный зал очень хорош в акустическом плане, для музыканта это очень здорово, потому что работа в ансамбле это сложная штука, и акустика в Камерном зале очень помогает. Надеемся, что будет интересно и приглашаем на концерт!

 


  

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ