В период с 1860 по 1870-е годы Джузеппе Верди пережил череду смертей дорогих его сердцу людей. Умерли один за другим его отец, близкий друг либреттист Пиаве, гениальный композитор Россини. («Хотя меня и не связывала с ним очень тесная дружба, я оплакиваю вместе со всеми потерю этого великого артиста… В мире угасло великое имя! Это имя самое популярное в нашу эпоху, известность самая широкая, – и это была слава Италии!» – писал Верди.) Подкосила композитора и смерть писателя Алессандро Мандзони, которого Верди просто боготворил. Собственно, кончина Мандзони и послужила непосредственным поводом для создания Реквиема: «Я глубоко опечален смертью нашего Великого Человека. Я приеду посетить его могилу с тем, чтобы предложить нечто, дабы почтить его память». Этим грандиозным памятником стала заупокойная месса, впервые исполненная 22 мая 1874 года в миланском соборе святого Марка под управлением самого автора. Через несколько дней Реквием был повторен с огромным успехом в театре «Ла Скала»… «Дух повержен, но не сломлен…» – такова идея этой мощной траурной мессы. Она и прозвучит со сцены Большого театра Беларуси 25 апреля – в память о Чернобыльской трагедии. С того черного для всей Беларуси дня прошло 35 лет…
– Говорят, что Реквием – это 27-я опера Верди. И это действительно одно из самых гениальных его произведений. Крупнейшие театры мира обязательно в своем репертуаре бережно его хранят. На нашей сцене впервые Реквием был исполнен в 1994 году, – вспоминает главный хормейстер театра народная артистка Беларуси Нина Ломанович. Именно Нина Иосифовна и маэстро Анисимов стали инициаторами того, что Реквием Верди появился в Большом. – В этом году траурная месса будет звучать в память о трагедии, которая произошла в Чернобыле 35 лет назад, и в 1994-м Реквием звучал в память о погибших в тот страшный для страны день… Помню, мы его пели в огромном Римско-католическом соборе (Кордовской мечети) в присутствии кардиналов. И после исполнения ко мне подошел англичанин, простой зритель, который произнес: «Слушал Реквием в самых разных странах мира. Но лишь теперь понял, для кого Верди писал это произведение. Для белорусов». Эти дорогие слова до сих пор в моем сердце. Без лишнего пафоса скажу, что мы действительно поем Реквием по-другому, с внутренней страстью, эмоционально-проникновенно, с горячей молитвой. Когда сижу в зале и слушаю – мороз по коже… Очень люблю Реквием Верди и, конечно, жду, когда эта музыка снова прозвучит в родном театре. Тем более – с таким составом солистов.
***
25 апреля в исполнении Реквиема примут участие солисты Екатерина Семенчук (меццо-сопрано), Надежда Кучер (сопрано), Александр Рославец (бас) и Павел Петров (тенор). Знаменательно, что в этот день на сцену Большого выйдут белорусы мира: певцы, которые поют на знаменитых театральных площадках самых разных стран.
Надежда Кучер после окончания Минского музыкального училища им. М.И. Глинки поступила в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. В 2009 году Надежда дебютировала в петербургском Михайловском театре. В 2010-м в Пекине состоялся ее первый сольный концерт. В 2012 году она, солистка Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, участвовала во многих проектах Теодора Курентзиса. В 2014-м дебютировала в Муниципальном театре Сантьяго. В 2015 году у Надежды состоялись несколько зарубежных ангажементов: в Большом театре Женевы, на сцене берлинской Staatsoper im Schiller Theater. В апреле 2020 года Кучер стала солисткой оперы Большого театра Беларуси. Надежда – лауреат российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», победительница многочисленных вокальных конкурсов.
Если о Надежде Кучер заговорил весь музыкальный мир в 2015-м, когда она стала обладательницей Гран-при конкурса BBC в Кардиффе «Певец мира», Павел Петров взорвал интернет, когда стал победителем «Опералии» Пласидо Доминго в 2018-м. Белорусский тенор солист Большого театра сейчас также работает в Graz Opera (Австрия). Но ученика профессора П. Ридигера (Павел окончил Белорусскую государственную академию музыки) знают ведущие театры России и Англии, Австралии и Гонконга, Швейцарии и Италии.
Прима Мариинского театра Екатерина Семенчук родилась в Минске, окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. А будучи участницей Академии молодых оперных певцов, дебютировала на сцене Мариинки и приняла участие в гастрольных выступлениях труппы в «Ла Скала» и в Зальцбурге, стала финалисткой конкурса Operalia в Лос-Анджелесе, затем – финалисткой конкурса BBC в Кардиффе «Певец мира». Сегодня Екатерина Семенчук выступает в крупнейших оперных театрах Европы и Америки: «Ла Скала», Государственной опере Унтер-ден-Линден в Берлине, в мадридском театре «Реал», в Парижской национальной опере, Опере Сан-Франциско и «Метрополитен». В сезоне 2019–2020 годов Семенчук дебютировала в Большом театре России.
Брестчанин Александр Рославец, сейчас – солист Гамбургской оперы, также окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. За его плечами – победы на международных конкурсах самого высокого уровня. В 2018 году Рославец дебютировал в театре «Ла Скала» (Италия).
Для каждого из солистов это будет первое исполнение Реквиема Верди в белорусском Большом. За дирижерским пультом – Дмитрий Матвиенко. Маэстро только в этом сезоне стал работать в театре, но его уже полюбила публика, об этом красноречиво говорят хорошие теплые слова, которые звучат в его адрес на самых разных интернет-форумах, посвященных музыкальному искусству.