Большой театр Беларуси

 

Большой театр Беларуси

 

5 мая 18:00

Родион Щедрин

КОНЕК-ГОРБУНОК

балет в 2 действиях

Большой театр Беларуси

 

10 мая 19:00

Людвиг Минкус

ДОН КИХОТ

балет в 3 действиях

Большой театр Беларуси

 

11 мая 18:00

Джузеппе Верди

АИДА

опера в 4 действиях

Большой театр Беларуси

 

18 мая 18:00

Вольфганг Амадей Моцарт

ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

опера в 2 действиях

Большой театр Беларуси

 

19 мая 11:00

Глория Бруни

ПИНОККИО

опера в 2 действиях

В 10:15 в фойе бельэтажа – музыкальная программа «Играют дети».

Большой театр Беларуси

 

21 мая 19:00

Джузеппе Верди

ТРАВИАТА

опера в 4 действиях

Ко дню рождения Джакомо Пуччини

 

22 декабря – день рождения гения итальянской оперы Джакомо Пуччини.

 

Сейчас имя Пуччини стало фактически синонимом всего самого репрезентативного для оперного искусства: пуччиниевские страсти, пуччиниевский мелодизм, пуччиниевский вокал. Тот факт, что его оперы прочно держат ведущие позиции на наиболее знаменитых сценах мира, да и одна из самых расхожих цитат композитора – «Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: “Пиши для театра и только для театра”» – убеждают любого современного слушателя в том, что в гениальности Пуччини нет и не могло быть сомнений.

 

Тем не менее, путь композитора не был лёгким. Исследователь творчества Пуччини О.Левашёва писала: «Среди мастеров оперного жанра, каких подарила миру Италия, Пуччини смело может быть назван композитором редкой, необычной судьбы. Первые оперы 1880-х годов, созданные совсем ещё молодым музыкантом […]. Долгие годы молчания и поисков своего стиля. Неожиданный взлёт в “Манон Леско”. Огромный успех “Богемы” и следующей за ней “Тоски”, “Мадам Баттерфляй”. Пылкая любовь широкой публики, буря восторга в оперных аудиториях всего мира... И одновременно – суровые отзывы знатоков, сразу же исключивших композитора из разряда «великих» и категорически отстранивших его от сферы высокого, прогрессивного искусства современности. Общественное признание – и своеобразный остракизм в мире музыкальной элиты, мировая слава тяжкое клеймо неполноценности, “второсортности”!»

 

Неоднозначные оценки профессионалов получало творчество Пуччини и после его смерти, что не помешало его операм со временем отстоять своё право на всеобщее признание.

 

 

 

В афишах Большого театра Беларуси имя Пуччини появилось в 1937 году, когда впервые была поставлена «Тоска» (дирижёр – М.Шнейдерман, режиссёр – П.Златогоров, художник – С.Герштейн, хормейстер – А.Степанов). В 1940 году пуччиниевский репертуар дополнила «Мадам Баттерфляй» (дирижер – М.Шнейдерман, режиссёр – П.Златогоров,  художник – С.Николаев,   хормейстер – А.Бельский), и в 1968 году на нашей сцене впервые появилась «Богема» (дирижёр – Т.Коломийцева, режиссёр – Д.Смолич, художник – А.Григорьянц, хормейстер – А.Когадеев, балетмейстер – В.Бурцев). С момента своего появления эти оперы практически постоянно сохраняются в репертуаре театра, получая новые исполнительские и режиссёрские трактовки (к настоящему времени «Богема» представлена в своей третьей интерпретации, «Тоска» – в седьмой, а «Мадам Баттерфляй» сейчас является одним из ценных раритетов, самым многолетним спектаклем театра: последняя версия сохраняется в афише с 1953 года).

 

В ХХI веке белорусской публике были представлены оперы Пуччини «Джанни Скикки» (одноактная комическая опера была поставлена во время реконструкции театра на сцене Дома офицеров в 2006 году дирижёром Н.Колядко и режиссёром А.Нордштремом) и экзотическая опера-легенда «Турандот». Последняя – вначале в виде концертного исполнения (дирижёр - В.Волич, 2000), спустя два года в сценическом воплощении (дирижер – В.Волич, режиссёр – Г.Галковская, художник – Л.Гончарова, костюмы – Э.Григорук, хормейстер – Н.Ломанович, балетмейстер – О.Карнач); после реконструкции театра эту грандиозную эпопею заново воплотили в 2013 году (дирижер – В.Плоскина, режиссёр – М.Панджавидзе, сценография – И.Гриневич,  костюмы – Ю.Мацкевич, хормейстер – Н.Ломанович).

 

2020 год для Большого театра Беларуси стал знаменателен появлением нового названия из пуччиниевского наследия, и это название примечательно в нескольких отношениях. Во-первых – это редко исполняемая опера, которую не так часто можно встретить в афишах мировых театров. Во-вторых – это первая опера композитора, при знакомстве с которой мы можем буквально погрузиться в ту звуковую и образную атмосферу заката романтизма, в которой вызревал талант Пуччини.

 

Дирижёр-постановщик оперы Иван Костяхин: «”Виллисы” – первая опера Пуччини, и это очень захватывающе – прикоснуться к тому, с чего всё начиналось. В опере буквально ощущается как он нащупывал свой материал. Ведь он не особенно был увлечён идеей её написания, готовил партитуру в спешке, к конкурсу, но в ней по мере продвижения действия буквально ощущается, как композитор сам загорался, создавая это произведение. Эта партитура – исторический документ создания великого авторского стиля, проба пера Мастера».

 

Сценическое воплощение оперы, основанной на древней легенде о мстительных призраках покинутых невест, заинтересовало режиссёра-постановщика Оксану Волкову богатством смысловых подтекстов: «Сюжет оперы мелодраматичен, но на его основе мы можем поднять серьёзные вопросы, поговорить об общечеловеческих ценностях. Меня в этой опере привлекла многогранность заложенного в ней смысла: амбивалентность мира реального и вымышленного, совмещение и взаимосвязь настоящего и ложного, обмана и самообмана, иллюзии любви и настоящего чувства». Именно поэтому исходное название оперы в постановке получило продолжение – «Виллисы. Фатум»: «Фатум – это судьба: это и роковые события, приводящие главного героя к финалу его жизни, и его нравственный выбор, и последствия этого выбора (собственная совесть сводит его с ума и не даёт шанса уйти от своего рока). Это история о возмездии, которое настигает любого, совершившего фатальную ошибку, и о необходимости осознания своей вины  и принятия своей судьбы».

 

Особенностью спектакля стала и незабываемая художественная атмосфера, созданная художником-постановщиком Этелью Иошпой  (Московский музыкальный театр им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко) и художником по свету и видеоконтенту Стаcом Свистуновичем (Россия). «Мы решаем наш спектакль в стиле  метафизического театра, – комментирует концепцию постановки Этель Иошпа, – где предмет работает не только как бытовой, а является образом, и этот образ трансформируется, меняет своего смысловое значение во время спектакля».

 

«Виллисы» Пуччини нередко обозначают как оперу-балет из-за наличия вставного интермеццо с небольшой балетной сценой в центре произведения. В новой версии Большого театра Беларуси роль балетной составляющей усиливается и персонифицируется, а балетные артисты становятся полноправными участниками действия (балетмейстер-постановщик – Константин Кузнецов).

 

22 декабря 2020 года, в день рождения Джакомо Пуччини, мы предлагаем нашим зрителям соприкоснуться с фантазийным и мистическим миром первой оперы мастера. В этот вечер на нашей сцене «Виллисы. Фатум».

 

 

 

0
0
0
s2sdefault

ПАРТНЕРЫ