"Он был камертоном во всем... Камертоном были его живописные работы. Камертоном были его спектакли. Большой человек и художник, который искренне любил людей, театр, искусство, Беларусь..."
9 февраля, в день, когда Александру Костюченко могло бы исполниться 65 лет, в Большом театре Беларуси открылась выставка его живописных полотен. Художника вспоминали и о нем говорили: генеральный директор театра Екатерина Дулова, дирижер заслуженный деятель искусств Беларуси Николай Колядко, солистка оперы народная артистка республики Нина Шарубина, первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович, сын художника - скульптор Константин Костюченко. Также на торжественное открытие выставки пришли артисты оперы и балета, музыканты, художники, режиссеры театра, которые знали и любили Александра Александровича. Экспозиция будет работать в фойе бельэтажа в течение месяца.
Он родился в семье педагогов 9 февраля 1958 года в деревне с красивым названием Вишнево, но именно Минск стал для него родным городом. Здесь он закончил художественную школу, затем – Глебовку. Как не раз признавался мастер, именно художественный колледж имени А.К. Глебова стал для него трамплином в профессию, которая стала его жизнью… Желание творить, сочинять, работать в нем пробудили его Учителя – Евгений Чемодуров, Май Данциг, Петр Крохалев...
«Театр – моя жизнь, мой второй дом... Я служил нескольким театрам – и в каждом из них мне удавалось растворяться... Я самый счастливый человек – я хожу на работу с нескрываемым удовольствием!» – признавался Костюченко. После окончания Белорусского государственного театрально-художественного института он работал в Музыкальном театре, занимал должность главного художника в Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького. Здесь до сих пор идут его спектакли… Одновременно сотрудничал с Молодежным, Купаловским театрами в Минске и Коласовским в Витебске.
Он не раз вспоминал, как однажды попав на «Лебединое озеро» в белорусский Большой, сказал жене: «Буду здесь работать…». В Большой театр Беларуси главным художником он пришел в 2009-м… Сейчас его сценографию можно увидеть в балетах «Золушка» С. Прокофьева, «Анастасия» В. Кузнецова, операх «Тоска» Дж. Пуччини, «Седая легенда» Дм. Смольского, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Макбет» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи и других. Именно Костюченко в 2011-м осуществил реконструкцию сценографии выдающегося художника Е. Чемодурова в новой постановке оперы «Аида». А в 2015-м лучшим оперным спектаклем, по мнению критиков Национальной театральной премии, стала опера «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, над которой работал художник. В 2017-м ему была присуждена Государственная премия Республики Беларусь за творческие достижения в развитии музыкального искусства, пропаганду духовных ценностей и значительный личный вклад в постановку оперного спектакля на музыку Д. Смольского «Седая легенда» по произведению В. Короткевича. В Большом театре продолжают стоять макеты к спектаклям, созданные мастером... В мастерской на Осмоловке остались его картины и наброски к ним…
«Я – художник. И только потом – все остальное… Живопись – это словно музыка и поэзия, высшая точка внутреннего состояния художника... Художник – счастливый человек, он постоянно фонтанирует и фантазирует, рисует и что-то придумывает... Это редкая, но безумно интересная профессия...» Так не раз говорил Александр Александрович.
Фото: Ирина Малахова