Архiў навiн

КОНКУРС

Доктор искусствоведения Улькяр Алиева о финальном туре II Минского международного Рождественского конкурса вокалистов.

Конкурс вокалистов открывает новые имена

 

(об итогах финала II Минского Международного Рождественского конкурса вокалистов)

 

Улькяр Алиева

 

Конкурсы, особенно такого уровня, как II Минский Международный Рождественский конкурс вокалистов, – это, безусловно, всегда новые открытия, новые имена и для зрителей, и для менеджеров арт-агентств, непосредственно занятых поиском и продвижением молодых талантов. А для специалистов - это материал для вывода о состоянии вокального искусства на современном этапе, ибо участники конкурса либо уже являются солистами оперных трупп своих театров, либо (в силу молодого возраста)  станут ими в  ближайшем будущем.

Серьёзные выводы и обобщения будут сделаны специалистами вокального исполнительства позже. Нам бы хотелось поделиться первыми непосредственными впечатлениями от конкурса.

Гран-при II Минского Международного Рождественского конкурса вокалистов был присуждён (и весьма заслуженно) российскому сопрано – Надежде Павловой. Незаурядные голосовые данные, хорошая вокальная школа, большая музыкальность, вдумчивое отношение к исполняемым произведениям позволили Н.Павловой выделиться из большого числа конкурсантов.

В финале Н.Павлова в паре с именитым белорусским коллегой - Владимиром Петровым - разыграла настоящую сцену-дуэль между сторонницей свободной любви, сенсуалисткой Виолеттой Валери и рационалистом, сторонником института семьи – Жоржем Жермоном из оперы Дж.Верди "Травиата". Никакой гламурной томности "дамы с камелиями": Н.Павлова представила свою героиню воплощением жизненных сил, и тем страшнее было наблюдать, как судьба обуздывает эту стихию. Свою партию она выпевала волшебно, подчас настолько проникновенно, в частности,  эпизод "Dite alla giovine, sì bella e pura"  ("Светлому, чистому божию созданию"), что, позабыв о театральном этикете, публика сочла нужным овациями и криками "браво" выразить свой восторг уже в середине сцены.

У обладателя первой премии – молодого украинского вокалиста Михаила Малафия – привлекательная внешность (что немаловажно для тенора в амплуа "первого любовника"), хорошие нижний и средний регистры, с чистыми, но чуть «вытянутыми» верхами, и, как следствие, умеренное пользование звучанием  forte на высоких нотах и частое применение mezzo voce и, порой, parlando, хорошо отшлифованных и художественно убедительных.  Наличие хорошего голоса и вокальной школы у украинского конкурсанта не вызывает сомнения, но М.Малафий ещё окончательно не сформировался как певец. Ему пока не хватает простоты и непосредственности: в голосе, в мимике, в движениях ощущаются скованность, боязнь "открытой" эмоции. Думается, успеху в разыгрываемой им сцене из оперы "Богема" Дж.Пуччини в немалой степени способствовала его белорусская партнёрша – великолепная Анастасия Москвина.

Практически ничем не уступает певцам, занявшим первые места, белорусский тенор Виктор Менделев, отмеченный премией второй степени. В.Менделев в целом поёт с благородной сдержанностью, не стремясь к внешним эффектам. Молодому вокалисту пока не хватает подлинной артистической свободы на сцене – вместо харизматичного Германа из оперы «Пиковая дама» в сцене любовного объяснения с Лизой-Татьяной Гавриловой, зритель увидел инертного Ленского из "Евгения Онегина".

Третий тур конкурса – кульминационный, наиболее полно передавший творческий облик исполнителей, их предпочтения, ещё раз показал, что недостатка в хороших голосах оперное искусство не испытывает. И в то же время на конкурсе стало очевидно, что при обилии талантов, среди конкурсантов ещё мало подлинных мастеров исполнительского искусства. При наличии голоса (и даже хорошо налаженного аппарата) можно симулировать мастерство, что иногда удается молодым исполнителям. Но ведь истинное мастерство – это умение увлечь мыслью (целостностью художественно-образного воплощения), а мысль ещё нужно найти. В целом, конкурс ещё раз выпукло отобразил тенденции, которые на данном этапе развития современного вокального искусства актуальны, как никогда.

Во-первых, нередко создаётся нездоровый ажиотаж вокруг появившегося "большого голоса", и в погоне "за звуком" забывается о том, что пение – это большое и сложное искусство. В результате всё больше появляется певцов, которые не обладают никакими достоинствами, кроме природных голосовых данных. Вот и в прошедшем третьем туре два сопрано – Елена Стихина (Россия), исполнившая в дуэте с маститым тенором Сергеем Франковским дуэт Тоски и Каварадосси из оперы "Тоска" Дж.Пуччини, и Ольга Бусуйок, исполнившая с опытным баритоном Владимиром Громовым заключительную сцену из оперы "Евгений Онегин", - обладатели необычайных по звучности и красоте тембров голосов, но поют, увы, неумело. Быстрая и невыразительная "пробежка" текста, написанного в среднем регистре: конкурсантки стараются побыстрее добраться до высоких нот, чтобы продемонстрировать мощь голоса и лёгких. Невысокий уровень музыкальной культуры вокалисток мешает Е.Стихиной и  О.Бусуйок передать и художественное содержание произведений, либо передать образ весьма аффектированно,  рассчитывая на сомнительный внешний эффект (не потому ли обе финалистки выбрали столь драматические сцены?). В их исполнении мало динамических оттенков, нередко вызывает вопросы осмысленность музыкальных фраз. Понять членов жюри можно: выход конкурсанток в финал и присуждение Елене Стихиной третьей премии — это, скорее, поощрение певице (своего рода, "путёвка в большой оперный мир") за хороший голос, чем за подлинное мастерство. Далее всё зависит от самой исполнительницы.

Во-вторых, на конкурсе было немало и других вокалистов с хорошими голосами, но с пробелами в музыкальной подготовке. У молодого российского сопрано - Анны Золотовой - есть эффектная внешность (что немаловажно для сцены), гибкость музыкальной фразировки. На конкурсе А.Золотова весьма грамотно подобрала музыкальный материал, исходя из возможностей своего голоса и хрупкой внешности. В третьем туре, в паре с Владимиром Громовым, вокалистка выбрала дуэт Снегурочки и Мизгиря из оперы "Снегурочка" НА.Римского-Корсакова. Однако и на сей раз, как и во втором туре, ярко начала своё выступление, но быстро (пользуясь терминологией самих музыкантов) "сдулась". Вокалистке явно не хватает дыхания, чтобы выдерживать большие сцены до конца. Безусловно, А.Золотова ещё слишком молода, обладает хорошими певческими данными и, думается, что  должная вокальная подготовка – овладение свободным певческим дыханием - поможет решить вокалистке и проблему с верхними нотами (берутся чисто, но с некоторым напряжением), и исполнительница сможет в будущем рассчитывать на успешную профессиональную карьеру.

В-третьих, как справедливо отметил во время своей вступительной речи председатель жюри и организационного комитета конкурса, генеральный директор Большого театра Беларуси В.П.Гридюшко, певцов надо оценивать не только с точки зрения наличия голосов, хорошей вокальной школы, но и в плане актёрского мастерства, убедительного воплощения художественного образа. А с этим у многих конкурсантов большие проблемы. В финале конкурса, представленного в виде постановочных мини-сцен из исполняемых опер, многие вокалисты перманентно не знали, как разыгрывать элементарные мизансцены, куда девать руки и как двигаться по сцене. Многие исполнители старались просто держаться ближе к кромке сцены, стоять статистом и просто петь в зал, демонстрируя исключительно свои вокальные данные. Как можно признаваться в любви, не обращая на объект своей страсти ни малейшего внимания (партия Герцога в исполнении российского тенора Ивана Максимейко или Рудольфа - в исполнении Михаила Малафия)? Или сочувствовать героине и, при этом, не обращать на саму страдалицу ни малейшего внимания? (партия Жермона в исполнении монгольского баритона Анхбаяра Энхболда). Иногда просто доходило до банального «заламывания» рук (партия Тоски в исполнении Елены Стихиной). Думается, у некоторых конкурсантов есть веская причина  полистать хорошо известный труд К.С.Станиславского о работе актёра над собой.

Несмотря на то, что Барнохон Исматуллаева не была отмечена призами, совсем ещё молодая узбекская исполнительница стала подлинной сенсацией прошедшего  конкурса; о ней больше всех говорили в кулуарах театра. Во время каждого выступления Б.Исматуллаевой  хотелось слушать, упиваться её бесподобным матово-томным, обволакивающим, теплым, с позволения сказать, «вкусным» голосом с великолепными верхами, «подсвеченными» мягкой окраской (не говоря уже о высокой культуре интерпретации всех исполняемых партий). Энергетика, харизма у молодой вокалистки просто замечательная, притягательная. Все сцены с её участием смотрелись на одном дыхании. Анализировать какие-то мелкие помарки, свойственные любой вокалистке, делающей свои первые шаги на профессиональной сцене, думается, не стоит, так как сам по себе голос сильный, тембрально богатый, низы насыщенные, артистизм впечатляет.

Отдельной строкой хотелось бы отметить замечательное оркестровое сопровождение всех финалистов под руководством талантливого маэстро Вячеслава Волича и его коллеги Олега Лесуна, которые на великолепном художественном уровне провели музыкальное руководство финальной составляющей конкурса.

Горячие споры, обсуждения во время конкурса и в фойе театра итогов прослушивания – ещё одно подтверждение того, что конкурс оказался интересным в плане состава участников. Но хотелось бы отметить «закулисный» труд организаторов конкурса – Большого Театра Беларуси. Это упорный и совсем нелёгкий труд руководства театра, творческих и административных работников для того, чтобы II Минский Международный Рождественский конкурс вокалистов мог гостеприимно распахнуть двери театра и принять такое количество конкурсантов, членов жюри, специалистов и просто зрителей. Провести сразу подряд два таких мероприятия, как II Минский Международный Рождественский конкурс вокалистов и VI Минский Международный Оперный форум, – работа не просто сложная, а архисложная. Большой Театр Беларуси в эти дни работает, как хорошо отлаженный  швейцарский механизм, учитывая всё – от заранее отпечатанных ярких буклетов с информацией о конкурсе и форуме и постоянно обновляющейся информации на сайте театра до чёткой организации всех репетиций (как конкурсантов, так и уже приезжих гостей, поющих в спектаклях форума) и выступлений.

Время, в котором мы живем, – это время необычайной коммерциализации как концертной, так и театральной жизни. Помимо организационной составляющей, каждый солидный форум академического искусства требует солидной финансовой поддержки.  Поэтому отдельной строкой хотелось бы отметить меценатов этого удивительного предрождественского культурного марафона: генерального партнера  II Минского международного Рождественского конкурса вокалистов открытое акционерное общество "АСБ Беларусбанк" и председателя его правления Писарика С.П., а также партнеров конкурса - общество с ограниченной ответственностью "Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" в Республике Беларусь» и его инвестиционного директора Самойло С.В.; Республиканское унитарное предприятие «Национальный аэропорт Минск» и его генерального директора Меликяна Дм.Ш.; Открытое акционерное общество "Галантея" и его генерального директора Набздорова А.А. , а также унитарное предприятие "Гостиничный комплекс "Юбилейный" и его директора Гулевича А.Н.

У Большого Театра Беларуси много творческих планов и энергии для  осуществления своих новых проектов. Ну, а для победителей конкурса эти дни стали поистине (по-рождественски) волшебными, как и надежда на то, что после предстоящей феерии гала-концерта, в будущем их ждёт большой профессиональный успех.

 

 

Алиева Улькяр Сабир кызы

Доктор искусствоведения,  профессор Азербайджанской Национальной Консерватории.

Автор 4 книг (последняя монография была издана в Германии и была включена в каталог "Изобретение в музыке"), 2 брошюр, 52 научных и свыше 500 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.

Участница республиканских и международных конференций, медиафорумов.

В 2005 году была удостоена диплома Министерства молодёжи, спорта и туризма в номинации "Лучший музыковед года".

В 2007 году была удостоена специального диплома Общереспубликанского конкурса научных статей "Современная культура Азербайджана: проблемы и перспективы" в номинации "Молодой учёный"

В 2014 году была удостоена диплома "За цикл высокопрофессиональных статей, освещающих белорусско-азербайджанское сотрудничество в области культуры" Посольства Республики Беларусь в Азербайджане.

Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru), газетами ("Зеркало", "Эхо", "Известия Азербайджана"), журналами "Культура" (Азербайджан - Россия), "Балет" (Россия).

0
0
0
s2sdefault

Партнёры