Архiў навiн

КОНКУРС

Триумф молодых талантов (об итогах первого и второго тура II Минского Международного Рождественского конкурса вокалистов).

Генеральный партнер





Улькяр Алиева

Творческие люди не могут жить в ограниченном пространстве, им нужен новый зритель, новые сценические площадки и оперные фестивали такого ранга, как VI Минский Международный Оперный форум, который является органичным продолжением нового, но уже с полным основанием можно назвать состоявшегося, II Минского Международного Рождественского конкурса вокалистов. Форумы такого уровня становятся мощным стимулом для дальнейших творческих исканий молодых вокалистов, мастер-классами, в которых молодые исполнители могут «оттачивать» свое мастерство. А для зрителей и специалистов это - чрезвычайно интересные встречи, вечера, которые насыщены в плане ярких впечатлений, прекрасная возможность в «рамках» предпраздничных дней услышать и открыть для себя новые голоса, новые имена.

Особенность II Минского Международного Рождественского конкурса вокалистов в том, что это тот редкий случай, из определения «in situ», - в нужном месте, в нужное время и в правильном контексте. Во-первых, Минск находится на «перекрёстке» Восточной Европы и Западной, а Большой театр Беларуси поддерживает дружеские и творческие контакты не только с европейскими, но и коллегами на постсоветском пространстве. Это и обусловило большой интерес, и, как следствие, большое количество участников на конкурсе вокалистов.

На этот раз география участников конкурса значительно расширилась, приехали вокалисты из 18 стран, в том числе из Канады, Китая, Монголии. И это ещё одно свидетельство того, что Минский конкурс стал узнаваемым в мире музыки и искусства; но также он успел обрести статус эталона и в плане объективности (что высоко ценится в музыкальном мире, подуставшем от протежирования на конкурсах «своих людей и учеников») и занять свою нишу в календаре вокалистов. Почти три сотни исполнителей подали заявки для участия во II Минском Международном Рождественском конкурсе вокалистов, 165 исполнителей выступили на первом туре конкурса. Ко второму допущены всего 33 конкурсанта, оспаривавших право участвовать в третьем (заключительном) туре, после которого определятся имена победителей и лауреатов.

Во-вторых, чрезвычайно важна практическая значимость конкурса для вокалистов. В жюри II Минского конкурса вошли не только музыканты-профессионалы, ректоры консерваторий, но и руководители оперных театров, представители творческих агентств и фестивалей, впервые в конкурсе в качестве члена жюри и почётного гостя принял участие генеральный директор ассоциации Opera Europa - Николас Пейн. Таким образом, для молодых вокалистов конкурс в Минске - это , своего рода, стартовая площадка на большую сцену, возможность показать, раскрыть свой потенциал, получить приглашение к творческому сотрудничеству непосредственно от своего будущего работодателя. В связи этим, минский конкурс – это, несомненно, уникальный шанс для молодых певцов.

В-третьих, конкурс непосредственно «вливается» в Минский Международный оперный форум, и у молодых вокалистов-конкурсантов есть возможность в течение нескольких фестивальных дней на сцене белорусской столицы услышать голоса уже признанных исполнителей оперного жанра.

По итогам первого тура (который всегда носит «технический», ознакомительный характер, «отсеивая» большую часть участников конкурса), можно уже сейчас с полным основанием говорить об объективности жюри, – во второй тур прошли все сильнейшие конкурсанты. Среди них - имена явных фаворитов, о которых говорят и специалисты, и сами конкурсанты в кулуарах театра.

Если в целом оценивать уровень подготовки, художественного вкуса молодых исполнителей, то конкурс, как в зеркале, отразил коммерческие тенденции современной оперной реалии, свидетельством чему стала программа участников конкурса. Так, во втором туре, в качестве обязательной программы были заявлены арии из опер русских и белорусских композиторов, а также арии из опер зарубежных композиторов. В итоге, репертуар конкурсантов оказался несколько ограниченным и однобоким. Например, русская классическая опера была представлена произведениями П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова. Арии из опер М.Глинки и С.Рахманинова фигурировали в программах только по два раза, а С.И.Танеев, А.П.Бородин, Д.Д.Шостакович, А.Г.Рубинштейн – всего по одному разу. В то же, время арии из опер таких великих русских классиков, как М.Мусоргский или С.Прокофьев, Д.Кабалевский остались за пределами интересов конкурсантов.

Зарубежных конкурсантов понять можно (нарабатывают репертуар), но нельзя понять молодых белорусских  вокалистов – ни одной арии из опер белорусских композиторов не было исполнено во втором туре. Почему? – вопрос. Видимо, белорусские конкурсанты уже больше нацелены на зарубежную аудиторию, нежели на свою, отечественную. Думается, всё же есть необходимость для белорусских вокалистов сделать обязательным номером исполнение произведений отечественных композиторов. Тем более, что на минский конкурс съезжаются вокалисты, музыканты из многих стран мира и исполнение арий, сцен из белорусских опер станет представлением музыкальной культуры Беларуси, откроет зарубежным гостям всю палитру неизвестной им белорусской оперной классики.

Из зарубежных классиков больше всего «повезло» (как и следовало ожидать) итальянским композиторам – Дж.Верди, Дж.Пуччини, Г.Доницетти, В.Беллини. В.А.Моцарт был исполнен всего тремя участниками. Говорить о значительных художественно-стилистических результатах в интерпретации Моцарта басом из Монголии Оюунчимэг Хурэлбаатар и российским сопрано Ворожейкиной Марией особо не приходится –  всё аккуратно и старательно выверено (справедливости ради, надо отметить добротный бас и великолепную дикцию монгольского исполнителя), но не было той лёгкости, лучезарности, которую принято называть «брызгами моцартовского шампанского». Приятным исключением стало исполнение арии Графа из оперы «Свадьба Фигаро» весьма артистичным российско-китайским баритоном У Ди.

Приятно, что конкурсанты не проигнорировали Г.Ф.Генделя, который, как «лакмусовая бумага», показывает все технические недочёты вокалистов, но только опытная Надежда Павлова смогла достойно справиться с ажурными переходами и бисерной россыпью барочных пассажей.

Очень грамотным подбором произведений (вкупе с грамотным пением) отличилась французская вокалистка Мамди Алима, обратившаяся не к франкоязычному репертуару (зарубежная классика), а к творчеству Р.Штрауса, исполнив арию Композитора из оперы «Ариадна на Наксосе» и редко исполняемую арию Иоанны из оперы «Орлеанская дева» П.И.Чайковского.

При обилии талантливых исполнителей – обладателям необычайным по звучности, силе и красоте тембра голосам, конкурсантам порой не хватало профессионализма в трактовке исполняемых произведений и, как следствие, напряженное форсирование звука, бедность динамических оттенков, неумение филировать звук или спокойно выдерживать его на одной ноте. У двух сопрано – россиянки Елены Стихиной и исполнительницы из Молдовы - Бусуйок Ольги от природы великолепные голоса, и у них есть все шансы со временем стать ведущими солистками оперных театров, но вышеперечисленные недостатки несколько «смазывают» общее впечатление от выступлений конкурсанток. Вызывает некоторые вопросы и артистическая трактовка исполняемых номеров: слишком экспрессивная манера интерпретации Е.Стихиной арии «Расе, расе, mio Dio» (Мира, мира, о Боже!) из оперы «Сила судьбы» Дж.Верди и О.Бусуйок сцены письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковского навевала образ не романтических героинь, а, скорее, ассоциировалась с неистовостью Кармен.

Хорошие тенора на современном этапе - «головная боль» многих театров мира, и приятно отметить, что второй тур выдвинул целый ряд замечательных вокалистов – Александра Михнюка, Владимира Дмитрука, Виктора Менделева (Беларусь), Ивана Максимейко (Россия), Михаила Малафия (Украина).

С большим интересом было встречено выступление российской вокалистки Тереховой Дарьи, обворожительно исполнившей (точнее, разыгравшей) куплеты Олимпии из «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха. Тщательно созданный образ глуповатой куклы в исполнении Д.Тереховой – настоящий кунштюк, вызвавший немало добрых улыбок в зале (недаром конкурсантка окончила РУТИ-ГИТИС по специальности «Актёрское искусство»). Что не смогла пропеть, вокалистка с лихвой компенсировала актёрской игрой и не менее артистично подыграла конкурсантке белорусский концертмейстер - очаровательная Юлия Щербакова. (В целом, хотелось бы отметить замечательный уровень белорусских концертмейстеров. Среди них выделим красивое туше и мягкий деликатный аккомпанемент Алексея Усачева, красочно-колористическое музыкальное сопровождение Ашота Дрноян-Бобровского).

И всё же, второй тур можно смело назвать триумфом 24-летних вокалистов. Целое соцветие молодых и талантливых вокалистов-сверстников: ангелоподобное лирико-колоратурное сопрано Дианы Нурмухаметовой (Россия), сочный баритон с басовой «подсветкой» Георгия Мчедлишвили (Грузия), свежий тембр и осмысленность исполнения Золотовой Анны (Россия). И, безусловно, настоящим открытием конкурса уже сейчас можно назвать молодую узбекскую исполнительницу Барнохон Исматуллаеву (необычайное по звучности, силе и красоте сопрано), которая поразила всех в первом туре, практически безупречно исполнив арию Турандот «In questa reggia…» и, как следствие, крики «браво» и овации зрителей (да и внешне молодая исполнительница великолепно подходит для сценического воплощения восточной сказочной принцессы).

Как шутят сами вокалисты, «конкурсанты делятся на певцов, имеющих голос, но не умеющих петь и на певцов, умеющих петь, но не имеющих голосов». У молодой узбекской вокалистки есть и голос, и мастерство. Профессионализм исполнительницы проявляется даже в мелочах. Например, во время репетиции ко второму туру, в отличие от других конкурсантов, которые распевали свои номера, как на концертной сцене, Б.Исматуллаева - одна из немногих конкурсантов репетировала «прикрытым» звуком, оберегая голос - экономя звук и силы для своего очередного выступления.

Третий тур определит имена победителей и расставит все точки над «i». А зрителям и специалистам, с интересом наблюдающим за столь богатым на события (и открытия) II Минским Международным Рождественским конкурсом вокалистов, нужно лишь набраться терпения.

 

Алиева Улькяр Сабир кызы

Доктор искусствоведения,  профессор Азербайджанской национальной консерватории.

Автор 4 книг (последняя монография была издана в Германии и была включена в каталог «Изобретение в музыке»), 2 брошюр, 52 научных и свыше 500 публицистических статей, в которых затрагиваются актуальные проблемы современного музыкознания.

Участница республиканских и международных конференций, медиафорумов.

В 2005 году была удостоена диплома Министерства молодёжи, спорта и туризма в номинации «Лучший музыковед года».

В 2007 году была удостоена специального диплома Общереспубликанского конкурса научных статей «Современная культура Азербайджана: проблемы и перспективы» в номинации «Молодой учёный»

В 2014 году была удостоена диплома «За цикл высокопрофессиональных статей, освещающих белорусско-азербайджанское сотрудничество в области культуры» Посольства Республики Беларусь в Азербайджане.

Активно сотрудничает со СМИ Азербайджана и России (интернет-порталами Day.az, Vesti.az, Ann.az, Teatralspb.ru), газетами («Зеркало», «Эхо», «Известия Азербайджана»), журналами «Культура» (Азербайджан - Россия), «Балет» (Россия).

0
0
0
s2sdefault

Партнёры