1 и 2 декабря с большим успехом прошла первая балетная премьера сезона.
Идея спектакля «Сонеты» на музыку британских композиторов Питера Уорлока и Ральфа Воана-Уильямса принадлежит хореографу Александре Тихомировой. Она является автором либретто, хореографии и сценографии нового балета.
— «Сонеты» — это камерный бессюжетный спектакль, состоящий из отдельных номеров, которые имеют свои названия по действию, но объединены единой темой, одной смысловой задачей, общими героями, — рассказывает Александра Тихомирова. — Так же, как и поэтическая форма под названием «Сонеты», — не связанные между собой стихотворения, объединенные общей идеей. Шекспировский сонет №25 начинает балет, сонет №27 его завершает. Между ними — хореографическая композиция из номеров, в которых мы постарались отобразить ту гамму чувств, которая звучит в знаменитых 154 сонетах Шекспира.
У нас у всех есть любовь и мечта, а также два начала — черное крыло и белое крыло. Поэтому наши герои — Поэт и его четыре музы: Любовь, Мечта, Белый Ангел и Черный Ангел. Также на сцене рядом с Поэтом находится его окружение, которое есть у каждой творческой личности — те, кто одинаково умеет петь дифирамбы и распускать сплетни, быть рядом с творцом или в оппозиции к нему.
В свое время я была очень увлечена эпохой Шекспира. И имела счастье танцевать в балете «Павана Мавра» Хосе Лимона с Никитой Александровичем Долгушиным в партии Яго и Фарухом Рузиматовым в роли Отелло. Я исполняла партию Эмилии. «Сонеты» — это одно из посвящений моему педагогу и наставнику Никите Александровичу. У него был целый цикл балетов, связанных с произведениями Шекспира: «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», телевизионные фильмы «Павана Мавра» и «Шекспириана», в котором он танцевал главные партии. Балет «Сонеты» вдохновлен его творчеством.
Дирижер-постановщик спектакля Иван Костяхин:
— Сегодня точно воспроизвести музыку XVI века и, разумеется, более раннюю, мы не в состоянии, потому что попросту не имеем музыкальных инструментов того времени. Но стилизации в духе Позднего Средневековья стали очень популярны в музыке ХХ века — наметился интересный поворот в фантастическую сказочность и фэнтезийная музыка начала выделяться, я бы сказал, в целое отдельное направление. Питер Уорлок и Ральф Воан-Уильямс работали именно в этом музыкальном стиле. Средневековье изображено в их произведениях стилизованными музыкальными средствами, в том числе с помощью современных гармоний. Я бы сказал, в звучании, присутствуют одновременно шекспировская романтичность и некая брутальность: в воображении возникают шершавые стены замков, высокие сводчатые окна, большие камины, плащи из грубой шерсти, тяжелые рукоятки мечей… Музыка так же хороша, как и шекспировские тексты — контрастом мужественной суровости и очень бережной хрупкости внутренних смыслов. Она повествует о ценности человеческой жизни и чувств, о возможности любить.