Вот уже более ста лет опера Рихарда Штрауса не дает покоя постановщикам и артистам, которые пытаются ответить на вопросы, спрятанные в «Саломее». Какой всё же была Саломея – надменной дочерью безнравственной царицы, воплощением морального разложения или же невинным ребёнком, ставшим жертвой страшного порочного окружения, жертвой родительской нелюбви, заложником человеческой чёрствости? Какую душу скрывает «Танец семи покрывал»? Почему встреча юной Саломеи и Иоанна Крестителя обернулась духовной трагедией вселенского масштаба?
В белорусском Большом никогда не брались за сценическое воплощение этой библейской истории.
– Некоторый флер скандальности сопровождал это произведение, начиная еще с литературного первоисточника – одноименной драмы Оскара Уайльда, – говорит главный режиссёр театра Михаил Панджавидзе. – И уже в дальнейшем, при работе над оперой, у целого ряда «творцов» возникало желание спекулировать на эпатажных аспектах, которые, как показывает практика, найти можно в любом материале, а в «Саломее» – тем более. Что и происходит. Я глубоко убежден, что это произведение незаслуженно пользуется подобной славой. Речь здесь идет не только о мерзостных качествах, присущих человеку, но и о силе духа, благодаря которой человек, исповедуя христианские догмы морали, может остаться человеком. Эта история актуальна и злободневна как никогда. Мы не можем не замечать того, что происходит в мире, и должны реагировать, высказывая свою точку зрения. А то, что делается вокруг, все больше и больше напоминает всю эту историю грехопадения. Надеюсь, история Саломеи заставит задуматься: к чему мы идем…
Формат спектакля не совсем обычен. “Опера с хореографическим прологом” – написано в афише. “В отличие от других постановок у нашей есть предыстория, – продолжает Михаил Александрович. – Под звучание симфонической поэмы Рихарда Штрауса “Так говорил Заратустра” артисты балета рассказывают историю Иоанна Крестителя. Его аскетичная жизнь, скитания по пустыне, видения, пророчества, очищение от грехов в водах Иордана, крещение Христа… А потом происходит скачок во времени – начинается история Саломеи, история наших дней, мы видим современное общество и то, к чему оно пришло. На сцене появляется “корабль пороков”.
– “Корабль грехов” – это корабль Ирода. Силуэт судна очень напоминает яхту какого-нибудь олигарха, которые часто покупают бывшие корабли береговой охраны, где праздно проводят свои дни, – поясняет Михаил Панджавидзе. – Глазами Иоанна, который никак не меняется внешне, мы видим довольно странных людей. Как раз они и символизируют современную цивилизацию – роскошное, но порочное общество. Именно здесь и разворачивается, причем очень стремительно, действо: арест Иоанна Иродом, разговор Иоанна с Саломеей (когда она признается ему в любви, а тот приходит в ужас, потому что он произносил слова духовной проповеди!), сладострастный “Танец семи покрывал” и требование Саломеи казнить Крестителя… И финал более чем правомерен: порочное общество переступило черту, которую переходить было нельзя, корабль должен погибнуть.
Для любого серьезного театра постановка “Саломеи” – это своеобразный вызов. Но Михаил Панджавидзе со своей командой абсолютно не лукавит, когда говорит: белорусский Большой готов к подобным новаторским спектаклям. Постановочная группа подготовила красивый, масштабный спектакль, которым наш театр гордится.
Остается добавить, что над постановкой работали: дирижер-постановщик – заслуженный артист Украины Виктор Плоскина, режиссер-постановщик – обладатель медали Франциска Скорины Михаил Панджавидзе, художник-постановщик (сценография, костюмы, разработка концепции видеоконтента) – Гарри Гуммель (Россия), балетмейстеры-постановщики – народный артист Беларуси Константин Кузнецов, заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Дятко, художник видеоконтента – Павел Суворов (Россия), художник по свету – Сергей Шевченко (Россия), а также ведущие солисты оперы и артисты балета Большого театра Беларуси.
Премьера спектакля 18, 19 и 20 октября 2018 года.